Часто можно услышать от православных христиан
увещевание, обращенное к собратьям младше, так сказать, по церковному стажу:
«Обязательно нужно причаститься!» .
Повод к исполнению совета, который имеют в виду,
может быть разный. Собрались прожившие энное количество лет супруги
повенчаться — возникает естественный вопрос: а что для этого нужно? Им
объясняют: то да се, свечи, полотенца, кольца… «И обязательно причаститься».
Или жил человек — не тужил, а тут раз! Онкология.
Что делать? Советчики говорят дельные вещи: пойди в церковь, покайся на
исповеди. «…И тебе надо обязательно причаститься».
Первое сентября! — «Обязательно причаститься». В
дальнюю дорогу — «Обязательно причаститься». Вчера окрестили ребенка —
сегодня пришли в храм: «Нам сказали обязательно причаститься».Хорошо это или
плохо? Да, наверное, хорошо… И можно цитатой из Священного Писания
обосновать уверенность, которая утвердит и советчика, и внемлющего советам в
правильности содеянного. Не Иисус ли Христос Сам говорит:
«… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий
Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть
Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и
пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и
Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6:53–57).
Все так, все так… Но что делать, когда ты слышишь
от бабушки, приведшей внука (внучку) ко причастию (замечу, к концу
Божественной литургии), слова, повергающие тебя в ужас от того, что ты
видишь отсутствие понимания катастрофичности ситуации? Ребенок упирается,
отворачивается от священника, начинает плакать от совершаемого над ним
насилия, и тут: «Батюшка сладенькое даст» («компотик», «водичку» — это не
все варианты, предлагаемые детям).Ты понимаешь, что в этот момент не можешь
ни отторгнуть кощунника, ни просветить, и в то же время стараешься не
осудить этого человека. Можно было бы успокоить себя мыслью, что это частный
момент, маленькие дети, они не осознают и т.п. Но когда и от самого
причащающегося, который в возрасте разума, слышишь на вопрос: «Чего ты
причащаешься?» — ответ: «Кагорчик», просто опускаются руки.
Кто-то скажет, что это нехарактерные случаи, мол, в
основном-то все же знают, что Причастие — это Тело и Кровь Христовы, и даже
уличенные в кощунстве потом, в увещевательном разговоре признавались, что
знают, Что Это Такое, но: «Как-то вырвалось». Так вот об этом и речь.
Знание и осознание далеко не тождественны. Чем же
вызвано мое беспокойство? А тем, что, подходя к Святой Чаше механически, без
правильного рассуждения о том, что должно случиться в нашей жизни от
Причастия, мы причащаемся в суд. Вспомним слова молитвы из Правила ко
Святому Причащению: «Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Боже мой,
да не в суд ми будут Святая сия, за еже недостойну ми быти: но во очищение и
освящение души же и тела». Да не в суд ми будут… Слышите? И священник, в
завершение Евхаристического канона в алтаре, молясь, произносит: «Якоже быти
причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго
Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не
в суд или во осуждение». И, выходя с Чашей из алтаря, он снова, уже
непосредственно перед Причастием, так же напоминает нам о двух вариантах,
которые могут случиться с причастником: «Да не в суд или во осуждение будет
мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела».
Почему я так настойчиво акцентирую наше внимание на
этом обстоятельстве? Обосную словами апостола Павла, который знал, осознавал
и понимал, что может случиться с человеком, приступающим к Святым Тайнам без
должного рассуждения. Вот что он пишет: «Посему,
кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет
против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким
образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет
недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор 11:27–30).
Вот так. Не просто болеет, а умирает. Это ответ тем, кто недоумевает — вот и
в церковь хожу, и исповедуюсь, и причащаюсь, а мне все хуже и хуже.
Так как же быть? Архиепископ Арсений (Чудовской)
писал: «Великое дело принимать Святые Тайны, и велики от этого плоды:
обновление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь
велико это дело, столь тщательной оно требует от нас и подготовки. А поэтому
хочешь от Святого Причащения получить благодать Божию, — старайся всемерно
об исправлении своего сердца».
Стараться о своем исправлении — вот ключевое
понятие. И одним из условий Причастия должно быть прощение всех, кто нанес
тебе какой-либо ущерб. Всех, кто тебя каким-либо образом обидел, ты должен
простить. Нельзя причащаться в состоянии вражды или злобы. Конечно же,
необходимо, готовясь к причастию, молиться, и в этом нам помогает
молитвенное Правило ко Причащению, но стоит при этом учитывать сказанное
святым праведным Иоанном Кронштадтским: «Некоторые поставляют все свое
благополучие и исправность перед Богом в вычитывании всех положенных молитв,
не обращая внимания на готовность сердца для Бога — на внутреннее
исправление свое, например, многие так вычитывают правило к Причащению.
Между тем, здесь, прежде всего, надо смотреть на исправление и готовность
сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по
милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не
успел ты вычитать всех молитв. «Царство Бога не в
слове, а в силе» (1 Кор 4:20). Хорошо послушание
во всем Матери Церкви, но с благоразумием, и, если возможно, «могий вместити»
— продолжительную молитву — «да вместит». Но «не
все вмещают слово сие» (Мф 19:11); если же
продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить
краткую, но горячую молитву.
Припомним, что одно слово мытаря, от горячего
сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на
расположение сердца. Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния во
грехах». Живая вера — а что это? — спросит читатель. А это наши поступки,
наши дела. Если они сообразуются с тем, что ожидает от нас Господь Иисус
Христос, то и вера наша живая. И тогда то, о чем Он говорил — о пребывании в
Нем, а Его — в нас, даст полноту радости о Его обетовании. Как писал
святитель Лука Крымский, пребывать во Христе значит жить Его учением,
проникнуться всецело Его святой любовью, Его заповедями, той любовью,
которая побудила Его сойти с неба и нас спасти.
Протоиерей Сергий Муратов
("Ведомости Нижегородской митрополии", 2017, № 18/126)
|