|
4.05.2017 |
Свобода и вера.
|
(эссе Екатерины Иващенко) |
Знает ли Бог наперед весь путь человека от рождения и до смерти?
Напрашивается ответ: конечно, знает! Ведь Богом «…и волосы все сочтены» на
голове нашей, то есть всё, что с нами происходит, в руках Господа.
Но, с другой стороны, человеку дана свобода, и он волен совершать те или
иные поступки на свое усмотрение. Тогда получается, что Бог наперед знает,
станет ли человек православным или же останется атеистом.
И тут, собственно, основной вопрос: если Бог заранее знает все ответы
(решения) человека, то зачем Он допускает рождение огромного количества
людей к их заведомо вечной гибели? Я о тех, о ком Он знает, что они не
примут православия. Может быть, допустить, что все-таки многое в руках
самого человека и шанс есть у каждого? И Бог заранее и гарантированно
не знает, куда кого выведет собственная свободная воля…
Иерей Пётр Гурьянов так прокомментировал подобные сомнения:
«Да, Бог знает, кто и как поступит, но не Он это решает. И, зная то или иное
действие и мысли, Он составляет обстоятельства таким образом, чтобы привести
человека к покаянию. Именно к покаянию, потому как только через него
спасение.
Святая Церковь учит о том, что Бог по Своему Естеству, то есть по Своей
Сущности, или Природе, больше мира: Он творит его Своим Божественным
действием, которое является первопричиной бытия мира. Божественное действие,
энергия, благодать ни в коем случае не упраздняет тварной свободы человека в
ее индивидуальном проявлении. Даровав человеку свободу, Бог воздействует на
человека Своей любовью, а не принуждением. Свобода Божественной любви
предполагает со стороны человека ответную любовь в свободе. Нет любви без
свободы, так же, как нет и свободы без любви. Свобода личности как одно из
основных проявлений в человеке образа Божьего остается неприкосновенной и
неуничтожимой. Бог не нарушает Своим всемогуществом нравственной свободы
человека. Он говорит: «Се, стою у двери и стучу:
если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с
ним, и он со Мною». (Откр. 3:20).
Эта дверь есть личная свобода человека, источник его самобытности и
нравственного состояния, его открытости или замкнутости по отношению к Богу.
Создав человека, Бог дал ему в собственность этот источник, владение которым
означает свободное принятие или отвержение Божией милости и любви.
Отношение Церкви к вопросу о предопределении с наибольшей ясностью и
полнотой выражается в ее учении о Промысле Божием, включающем в качестве
своего самого фундаментального принципа положение о нравственной свободе
человека. Промысел Божий в судьбе каждого человека — это некий диалог
премудрости, благости и всемогущества Божьего с личной свободой человека.
Инициатива в этом диалоге принадлежит Богу, но с неизменным соблюдением
свободы человека и вообще всей разумной твари. Господь не уничтожает Своим
всемогуществом силы зла, Он щадит даже падших ангелов, оставляя вместе
пшеницу и плевелы до жатвы, Он попускает зло, чтобы блюсти свободу твари, и
в этом заключаются долготерпение и любовь Божия к сотворенному миру. Но
настоящее состояние мира не есть его неизменный и окончательный образ.
Глазами эсхатологической веры Церковь видит несовершенство нашего
человеческого мира, но знает и исповедует, что наступит его конечное
обновление и преображение.
Надежда Церкви, устремленная в будущее, проистекает из веры в Воскресение
Христово, в Божественную победу Христа над смертью и мировым злом вообще.
Эта надежда предвосхищает преодоление всего того, что принадлежит темной
области греха и смерти и что не достигнет будущего царства преображения как
в личном, биографическом, так и в мировом, общечеловеческом, плане.
Богу от вечности ведомо все, что должно быть и что должно совершиться во
времени. Вечность имеет в себе все содержание времени. Во времени нет
ничего, что не имело бы для себя основания в вечности. Поэтому и
онтологический детерминизм при наличии нравственной свободы есть нечто
совершенно иное, нежели причинное предопределение всего от вечности. В
вечности Бог предопределяет лишь все возможности того, что может совершиться
в мире, но эти возможности творчески реализуются нравственной свободой
человека, и она, как всякое творчество, содержит в себе нечто новое. Но это
«новое» ново лишь для твари, а не для Бога, оно ново лишь в
действительности, а не в возможности.
Эта всецело ведомая Богу возможность самоопределения человека и есть тот
экзистенциальный горизонт нравственной свободы человеческой личности,
который в каждом свободном действии уходит в недосягаемую беспредельность и
сливается с тайной предвечного Божественного замысла о мире и человеке».
Очевидно, надо научиться отличать свободу от своеволия. Всем известно, что
окружающий нас материальный мир подчиняется известным или пока ещё не
открытым законам. Не в нашей воле изменить их. Облака, гонимые ветром,
плывут в вышине; Луна под силой притяжения Земли обречена вращаться вокруг
нашей планеты; камень, брошенный вверх, обязательно падает вниз вне
зависимости от нашего желания. Эти законы и ограничивают нашу свободу
действий с предметами материальными.
То же самое происходит в мире духовном. Мы свободны именно в рамках
нравственных законов, а что есть Бог как не воплощение абсолютной
нравственности? Он дал человеку разум, волю и свободу их проявления в мире
духовном. Но не верящий в Бога человек априори разрешает себе преступить
нравственные нормы. И руководит им не свобода, а своеволие. Он теряет
присущие истинной свободе качества, и вместо любви приходит ненависть,
вместо добра – зло, вместо терпения – раздражительность.
Следовательно, свобода вне веры становится полной её противоположностью,
вырождаясь в эгоизм. Вспомним легенду о Великом Инквизиторе из «Братьев
Карамазовых» Ф.М. Достоевского. Он своевольно «исправил» подвиг Христа,
устоявшего от соблазна дьявольских искушений в пустыне. Главное, что сделал
Инквизитор, – лишил людей свободной веры, которую даровал им
Спаситель, и превратил их в послушное стадо.
Давайте не разделять свободу и веру, потому что вне веры нет и свободы:
«Мудрый потому верит в истину, что в нем предустановленна она, и только
ожидает его усилий, напряжения в нем мысли, чтобы стать ясною…».
Екатерина Иващенко |
|
Автор: Екатерина Иващенко | |
|