Сегодня
Агентство Религиозной Информации
Нижегородская область

  

    
4.05.2017 
Свобода и вера.   
(эссе Екатерины Иващенко)


Знает ли Бог наперед весь путь человека от рождения и до смерти? Напрашивается ответ: конечно, знает! Ведь Богом «…и волосы все сочтены» на голове нашей, то есть всё, что с нами происходит, в руках Господа.
Но, с другой стороны, человеку дана свобода, и он волен совершать те или иные поступки на свое усмотрение. Тогда получается, что Бог наперед знает, станет ли человек православным или же останется атеистом.

И тут, собственно, основной  вопрос: если Бог заранее знает все ответы (решения) человека, то зачем Он допускает рождение огромного количества людей к их заведомо вечной гибели? Я о тех, о ком Он знает, что они не примут православия. Может быть, допустить, что все-таки многое в руках самого  человека и шанс есть у каждого? И Бог заранее и гарантированно не знает, куда кого выведет собственная свободная воля…

Иерей Пётр Гурьянов так прокомментировал подобные сомнения:
«Да, Бог знает, кто и как поступит, но не Он это решает. И, зная то или иное действие и мысли, Он составляет обстоятельства таким образом, чтобы привести человека к покаянию. Именно к покаянию, потому как только через него спасение.

Святая Церковь учит о том, что Бог по Своему Естеству, то есть по Своей Сущности, или Природе, больше мира: Он творит его  Своим Божественным действием, которое является первопричиной бытия мира. Божественное действие, энергия, благодать ни в коем случае не упраздняет тварной свободы человека в ее индивидуальном проявлении. Даровав человеку свободу, Бог воздействует на человека Своей любовью, а не принуждением. Свобода Божественной любви предполагает со стороны человека ответную любовь в свободе. Нет любви без свободы, так же, как нет и свободы без любви. Свобода личности как одно из основных проявлений в человеке образа Божьего остается неприкосновенной и неуничтожимой. Бог не нарушает Своим всемогуществом нравственной свободы человека. Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр. 3:20).

Эта дверь есть личная свобода человека, источник его самобытности и нравственного состояния, его открытости или замкнутости по отношению к Богу. Создав человека, Бог дал ему в собственность этот источник, владение которым означает свободное принятие или отвержение Божией милости и любви.

Отношение Церкви к вопросу о предопределении с наибольшей ясностью и полнотой выражается в ее учении о Промысле Божием, включающем в качестве своего самого фундаментального принципа положение о нравственной свободе человека. Промысел Божий в судьбе каждого человека — это некий диалог премудрости, благости и всемогущества Божьего с личной свободой человека. Инициатива в этом диалоге принадлежит Богу, но с неизменным соблюдением свободы человека и вообще всей разумной твари. Господь не уничтожает Своим всемогуществом силы зла, Он щадит даже падших ангелов, оставляя вместе пшеницу и плевелы до жатвы, Он попускает зло, чтобы блюсти свободу твари, и в этом заключаются долготерпение и любовь Божия к сотворенному миру. Но настоящее состояние мира не есть его неизменный и окончательный образ. Глазами эсхатологической веры Церковь видит несовершенство нашего человеческого мира, но знает и исповедует, что наступит его конечное обновление и преображение.

Надежда Церкви, устремленная в будущее, проистекает из веры в Воскресение Христово, в Божественную победу Христа над смертью и мировым злом вообще. Эта надежда предвосхищает преодоление всего того, что принадлежит темной области греха и смерти и что не достигнет будущего царства преображения как в личном, биографическом, так и в мировом, общечеловеческом, плане.

Богу от вечности ведомо все, что должно быть и что должно совершиться во времени. Вечность имеет в себе все содержание времени. Во времени нет ничего, что не имело бы для себя основания в вечности. Поэтому и онтологический детерминизм при наличии нравственной свободы есть нечто совершенно иное, нежели причинное предопределение всего от вечности. В вечности Бог предопределяет лишь все возможности того, что может совершиться в мире, но эти возможности творчески реализуются нравственной свободой человека, и она, как всякое творчество, содержит в себе нечто новое. Но это «новое» ново лишь для твари, а не для Бога, оно ново лишь в действительности, а не в возможности.

Эта всецело ведомая Богу возможность самоопределения человека и есть тот экзистенциальный горизонт нравственной свободы человеческой личности, который в каждом свободном действии уходит в недосягаемую беспредельность и сливается с тайной предвечного Божественного замысла о мире и человеке».

Очевидно, надо научиться отличать свободу от своеволия. Всем известно, что окружающий нас материальный мир подчиняется известным или пока ещё не открытым законам. Не в нашей воле изменить их. Облака, гонимые ветром, плывут в вышине; Луна под силой притяжения Земли обречена вращаться вокруг нашей планеты; камень, брошенный вверх, обязательно падает вниз вне зависимости от нашего желания. Эти законы и ограничивают  нашу свободу действий с предметами материальными.

То же самое происходит в мире духовном.  Мы свободны именно в рамках нравственных законов, а что есть Бог как не воплощение абсолютной нравственности? Он дал человеку разум, волю и свободу их проявления в мире духовном. Но не верящий в Бога человек априори разрешает себе преступить нравственные нормы. И руководит им не свобода, а своеволие. Он теряет присущие  истинной свободе качества, и вместо любви приходит ненависть, вместо добра – зло, вместо терпения – раздражительность.

Следовательно, свобода вне веры становится полной её противоположностью, вырождаясь в эгоизм. Вспомним легенду о Великом Инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского. Он своевольно «исправил» подвиг Христа, устоявшего от соблазна дьявольских искушений в пустыне. Главное, что сделал Инквизитор, –  лишил людей свободной веры, которую даровал им Спаситель, и превратил их в послушное  стадо.

Давайте не разделять свободу и веру, потому что вне веры нет и свободы: «Мудрый потому верит в истину, что в нем предустановленна она, и только ожидает его усилий, напряжения в нем мысли, чтобы стать ясною…».

Екатерина Иващенко
    
Автор: Екатерина Иващенко