Сегодня
Агентство Религиозной Информации
Нижегородская область

  

      
27.07.2017 
Интервью ИРИНЫ Князевой с певчим православного церковного хора
Приходя на службу в православный храм, любой, даже самый далекий от религии человек, поневоле начинает озираться, когда в перерывах между чтением молитв священником начинает звучать пение хора. Возможно, сначала вы даже не поймете, откуда идет звук; некоторые и вовсе подумают, что это запись. Но нет. Если хорошо присмотреться, то наверху - на балконе -  или же за рядом колонн будут стоять люди. Это певчие-клирошане – те, кто представляет собой хор ангелов.

В некоторых странах, например, в Греции, певчие в храме относятся практически к особой касте – псалтисам. Псалтисами могут быть только мужчины, с прекрасным голосом и слухом, а также поистине невероятным знанием церковных текстов. Но что же представляет собой церковный хор в России? На такой вопрос не может ответить человек, который не знает эту «кухню» изнутри, поэтому мы обратились к нижегородцу, который в определенный период своей жизни стоял в ряду певчих – Кириллу Астафьеву.

     - Кирилл, я точно знаю, что вы пели как в церковном хоре, так и в светском, академическом. Скажите, есть ли на ваш взгляд принципиальная разница?

- Конечно, есть. Когда я только задумывался о том, чтобы стать певчим, мне казалось, что клирос - это просто несколько человек, которые поют песнопения по строгому канону. На самом же деле это особый организм, в котором каждый участник должен чувствовать другого максимально сильно. Это не похоже на творчество, как таковое, не похоже на пение в любом другом хоре.
Исполняя произведения в академическом хоре, даже если это и духовные песнопения, ты сам себе позволяешь какие-то поблажки. Где-то чуть не «дожать» звук, «упустить» гласную букву так, что она прозвучит более эстрадно. А стоя там, на клиросе, невольно задумываешься о том, что в этот момент времени тебя слышит не только регент, не только люди, собравшиеся внизу на службу. Нет. В этот момент времени тебя слышат ещё и те, кто взирает на тебя с иконостаса.

     - А у всех ли было такое ощущение? Все ли, кто стоял в одном ряду с вами, были верующими людьми? Или это не обязательное условие?

- На самом деле, как это ни странно, совершенно не обязательно, что все поющие в церковном хоре верующие. Могу совершенно точно сказать, что были среди хористов и те, кто позиционирует себя как атеисты. Естественно, это всё негласно, дабы не вызвать порицание большинства. Но тем не менее.

     - Тогда возникает закономерный вопрос: кто же вообще приходит в церковный хор?

- Начинающие петь на клиросе люди имеют разные цели. Кто-то приходит просто за компанию. Кто-то, как выразился один мой знакомый музыкант – «послужить Богу». Кто-то просто потому, что любит музыку и не хочет ограничивать себя каким-то одним конкретным направлением – в этом плане церковный хор был и остается довольно экзотическим направлением в музыке, ведь это форменное таинство.
Есть и такие, кем движет желание заработать, причем я знаю нескольких людей, для которых такой заработок является очень и очень неплохим подспорьем. Но, как правило, приходящие петь в храм в меньшей мере думают о деньгах, ибо такое дело, в первую очередь, богоугодное. 

     - Что вам удалось вынести для себя во время пребывания в церковном хоре? Какие новые знания удалось получить?

- Увы, но я пел в подобном хоре совсем недолго. К своему стыду вынужден признать, что подниматься в выходные в 6 утра после рабочей недели для меня было довольно тяжело, поэтому я, проходив туда примерно полтора месяца, перестал петь на клиросе. Но то, что я увидел там за этот недолгий период позволяет мне приоткрыть немного завесу таинства церковного песнопения. 
Во-первых, всё поется строго по канону. То есть в определенный момент службы хор должен вступить. И не просто вступить. Это должно быть определенное песнопение, вступить нужно с определенной динамикой. Православие – строгая религия, поэтому и к песнопениям имеются определенные требования. Например, есть такие, которые запрещается исполнять внутри храма в определенные праздники или во время постов.
Но несмотря на это, певчие постоянно пополняют багаж имеющихся у них произведений. Связано это с тем, что, несмотря на строгость, есть определенные моменты, когда должно прозвучать «просто» духовное произведение. А петь каждый день одно и то же наскучивает даже певчим на клиросе (все же, в конце концов, они хоть немного, но творческие люди). Вот так и получается, что после службы певчие спускаются с клироса в какую-нибудь комнатку и начинают потихоньку учить что-то новое.
Стоит отметить, что встречаются среди клирошан форменные уникумы, которые схватывают произведение буквально на лету. Впоследствии, когда приходят на клирос новые певчие, именно вот такие профессионалы своего дела подключаются к партии новичков и помогают им. 
А вообще – хочется заметить, что, исполняя песнопения в храме, невольно прикасаешься к таинству. И потом этого уже не хватает.

     - Скучаете по такой деятельности?

- Не то слово. В церковном хоре обычно очень слаженный коллектив, хороший руководитель, но главное, чего все же мне сейчас недостает – богослужения. Когда ты певчий – ты становишься его непосредственным участником. Хотя духовная музыка и сама по себе очень красива. Ее невероятно интересно исполнять, и, конечно же, слушать. Иногда я, приходя в храм, ловлю себя на мысли, что стою, слушаю певчих и начинаю потихоньку подпевать им. И это потрясающие ощущения.

Беседовала Ирина Князева
Источник: Ирина Князева   
Фото: Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в г.Харькове