Приходя на службу в православный храм, любой, даже самый далекий от религии
человек, поневоле начинает озираться, когда в перерывах между чтением молитв
священником начинает звучать пение хора. Возможно, сначала вы даже не
поймете, откуда идет звук; некоторые и вовсе подумают, что это запись. Но
нет. Если хорошо присмотреться, то наверху - на балконе - или же за
рядом колонн будут стоять люди. Это певчие-клирошане – те, кто представляет
собой хор ангелов.
В некоторых странах, например, в Греции, певчие в храме относятся
практически к особой касте – псалтисам. Псалтисами могут быть только
мужчины, с прекрасным голосом и слухом, а также поистине невероятным знанием
церковных текстов. Но что же представляет собой церковный хор в России? На
такой вопрос не может ответить человек, который не знает эту «кухню»
изнутри, поэтому мы обратились к нижегородцу, который в определенный период
своей жизни стоял в ряду певчих – Кириллу Астафьеву.
- Кирилл, я точно знаю, что вы пели как в церковном
хоре, так и в светском, академическом. Скажите, есть ли на ваш взгляд
принципиальная разница?
- Конечно, есть. Когда я только задумывался о том, чтобы стать певчим, мне
казалось, что клирос - это просто несколько человек, которые поют песнопения
по строгому канону. На самом же деле это особый организм, в котором каждый
участник должен чувствовать другого максимально сильно. Это не похоже на
творчество, как таковое, не похоже на пение в любом другом хоре.
Исполняя произведения в академическом хоре, даже если это и духовные
песнопения, ты сам себе позволяешь какие-то поблажки. Где-то чуть не
«дожать» звук, «упустить» гласную букву так, что она прозвучит более
эстрадно. А стоя там, на клиросе, невольно задумываешься о том, что в этот
момент времени тебя слышит не только регент, не только люди, собравшиеся
внизу на службу. Нет. В этот момент времени тебя слышат ещё и те, кто
взирает на тебя с иконостаса.
- А у всех ли было такое ощущение? Все ли, кто стоял в
одном ряду с вами, были верующими людьми? Или это не обязательное условие?
- На самом деле, как это ни странно, совершенно не обязательно, что все
поющие в церковном хоре верующие. Могу совершенно точно сказать, что были
среди хористов и те, кто позиционирует себя как атеисты. Естественно, это
всё негласно, дабы не вызвать порицание большинства. Но тем не менее.
- Тогда возникает закономерный вопрос: кто же вообще
приходит в церковный хор?
- Начинающие петь на клиросе люди имеют разные цели. Кто-то приходит просто
за компанию. Кто-то, как выразился один мой знакомый музыкант – «послужить
Богу». Кто-то просто потому, что любит музыку и не хочет ограничивать себя
каким-то одним конкретным направлением – в этом плане церковный хор был и
остается довольно экзотическим направлением в музыке, ведь это форменное
таинство.
Есть и такие, кем движет желание заработать, причем я знаю нескольких людей,
для которых такой заработок является очень и очень неплохим подспорьем. Но,
как правило, приходящие петь в храм в меньшей мере думают о деньгах, ибо
такое дело, в первую очередь, богоугодное.
- Что вам удалось вынести для себя во время пребывания
в церковном хоре? Какие новые знания удалось получить?
- Увы, но я пел в подобном хоре совсем недолго. К своему стыду вынужден
признать, что подниматься в выходные в 6 утра после рабочей недели для меня
было довольно тяжело, поэтому я, проходив туда примерно полтора месяца,
перестал петь на клиросе. Но то, что я увидел там за этот недолгий период
позволяет мне приоткрыть немного завесу таинства церковного песнопения.
Во-первых, всё поется строго по канону. То есть в определенный момент службы
хор должен вступить. И не просто вступить. Это должно быть определенное
песнопение, вступить нужно с определенной динамикой. Православие – строгая
религия, поэтому и к песнопениям имеются определенные требования. Например,
есть такие, которые запрещается исполнять внутри храма в определенные
праздники или во время постов.
Но несмотря на это, певчие постоянно пополняют багаж имеющихся у них
произведений. Связано это с тем, что, несмотря на строгость, есть
определенные моменты, когда должно прозвучать «просто» духовное
произведение. А петь каждый день одно и то же наскучивает даже певчим на
клиросе (все же, в конце концов, они хоть немного, но творческие люди). Вот
так и получается, что после службы певчие спускаются с клироса в
какую-нибудь комнатку и начинают потихоньку учить что-то новое.
Стоит отметить, что встречаются среди клирошан форменные уникумы, которые
схватывают произведение буквально на лету. Впоследствии, когда приходят на
клирос новые певчие, именно вот такие профессионалы своего дела подключаются
к партии новичков и помогают им.
А вообще – хочется заметить, что, исполняя песнопения в храме, невольно
прикасаешься к таинству. И потом этого уже не хватает.
- Скучаете по такой деятельности?
- Не то слово. В церковном хоре обычно очень слаженный коллектив, хороший
руководитель, но главное, чего все же мне сейчас недостает – богослужения.
Когда ты певчий – ты становишься его непосредственным участником. Хотя
духовная музыка и сама по себе очень красива. Ее невероятно интересно
исполнять, и, конечно же, слушать. Иногда я, приходя в храм, ловлю себя на
мысли, что стою, слушаю певчих и начинаю потихоньку подпевать им. И это
потрясающие ощущения.
Беседовала Ирина Князева |