Сегодня
Агентство Религиозной Информации
Нижегородская область

  

 
В Нижнем Новгороде прошла всероссийская научно-практическая конференция, посвященная Реформации и Революции 
 
12-13 декабря в Н.Новгороде прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Реформация-Революция в социальной и культурной динамике: pro и contra», посвященная 500 летию Реформации 1517 года и 100-летию Революции 1917 года в России. Учреждениями-организаторами конференции выступили Институт Европы Российской Академии наук, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Приволжский филиал Института социологии РАН, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижегородское отделение Российского общества социологов, Российское объединение исследователей религии, Информационный портал «Религиополис».

Координаторами конференции в Нижнем Новгороде стали профессор Нижегородской гос. сельскохозяйственной академии профессор Г.С.Широкалова и доцент Нижегородского гос.лингвистического университета О.К.Шиманская. В конференции приняли участие ученые из различных вузов России, представители нижегородских протестантских и старообрядческих организаций. Работали секции «Роль реформации 1517 года и революции 1917 года в истории мировых цивилизаций», «Реформация в религиогенезе и социогенезе». В рамках конференции также прошел круглый стол «Старообрядчество: история, культура, современность», посвященный 100-летию открытия старообрядческого храма Успения Пресвятой Богородицы в Н.Новгороде (ныне – в юрисдикции РПСЦ).

Открыл конференцию руководитель Центра по изучению проблем религии и общества, сотрудник Института Европы Российской академии наук Р.Н.Лункин. Участников конференции приветствовал фольклорный ансамбль Нижегородского гос. лингвистического университета «Синий лен», исполнивший народные песни, собранные фольклорными экспедициями в Бутурлинском и Ветлужском районах области.


Среди докладчиков конференции были религиозные деятели.
Настоятель-пастор Евангелическо-лютеранского прихода Я.И.Бойченко автор фундаментальной работы «О лютеранах в России, Нижнем Новгороде и не только…» сделал доклад на тему «Сущность Реформации и ее духовные плоды: богословское осмысление».
Он отметил двойственное значение латинского глагола
protestari, означающего не только «протестовать», но и «провозглашать». Я.И.Бойченко обратил внимание слушателей на то, что  рядовые верующие массово обратились к тексту Библии лишь в эпоху Реформации, хотя до М.Лютера уже существовали 14 переводов Библии на  европейские языки. Я.И.Бойченко отметил значение лютеранства и для мировой культуры: Бах писал свои произведения для исполнения на лютеранских богослужениях.

Глава общины «Лоза», старший пресвитер Российской Церкви Христиан Веры Евангельской по Нижегородской области В.И.Воронин выступил с докладом «Влияние Реформации на историю цивилизаций». Он подчеркнул, что Реформация высвободила в обществе предпринимательский дух – но не в смысле коммерческого толкования этого слова, а в его изначальном, буквальном смысле: дух творчества, дух созидания нового.

Доктор теологии Е.В.Зайцев, представлявший Заокский христианский гуманитарно-экономический институт христиан-адвентистов седьмого дня (г.Тула), посвятил своё выступление актуальному вопросу социального партнёрства государства и протестантских организаций, а также рассказал о своем учебном заведении. Он рассказал, что его вуз уже давно активно использует то, что "теология" официально стала в России научной специальностью.
Отвечая на вопросы, Е.В. Зайцев отметил, что в настоящее время в руководстве Евро-Азиатского отделения Генеральной конференции церкви христиан-адвентистов седьмого дня нет иностранцев, она имеет достаточную автономность, но не позиционирует себя как отделенную от международной Церкви адвентистов седьмого дня.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Р.Н.Лункин (г. Москва), говоря о революции 1917 года в России высказал мнение, что после нее в стране, в определенном смысле, также состоялась и религиозная Реформация. После Поместного собора 1917-1918 гг. стала иной Православная Церковь, имело место обновленческое движение в ней. Революция 1917 года оказала огромное влияние и на российских протестантов.

М. Ю. Смирнов, заведующий кафедрой Ленинградского гос.университета им. А.С.Пушкина (г. Санкт-Петербург) предложил поразмыслить о конструировании социальной реальности с использованием религиозного фактора и религиозных практик в современном российском контексте в докладе «Не Ре-волюция и не Ре-формация: рассуждение о ре-анимации религиозного фактора в России».

Профессор Е.А.Мирошникова, представлявшая Научно-исследовательский центр религиоведческих и этнополитических исследований Ленинградского гос.университета им. А.С.Пушкина, выступила с докладом «Формирование моделей государственно-церковных отношений под влиянием Реформации». Она отметила, что поддерживает кооперационную модель государственно-конфессиональных отношений, предусматривающую особые отношения Русской Православной Церкви с государством, но высказала убеждение, что данную модель следует легитимизировать, внеся соответствующие изменения в законодательство России. Кроме того, по мнению Е.А.Мирошниковой  кооперационная модель отнюдь не должна порождать ограничение религиозной свободы для других исповеданий и свободы совести в широком значении этого слова.
Профессор Мирошникова подчеркнула несостоятельность упрощенной и предвзятой трактовки понятия «секуляризм», когда он понимается как изгнание религии из всех сфер социальной жизни.

Редактор нижегородского агентства религиозной информации АРИ-НО И.В.Симонов выступил с докладом «Протестанты в религиозном пейзаже России в год 500-летия Реформации». Он отметил, что существуют факторы, позволяющие предположить, что протестанты играют в нашей стране большую социальную роль, чем может показаться при рассмотрении скромных статистических данных о зарегистрированных протестантских организациях. Среди этих факторов - социологические особенности, присущие протестантизму в целом, создание протестантскими организациями за последние три десятка лет необходимой материальной базы, успехи в подготовке кадров своих священнослужителей, система социальной работы протестантских организаций, их консолидированная социально-общественная позиция и др.
И.В.Симонов подчеркнул, что, вопреки некоторым прогнозам 1990-х годов протестантизм не стал в России «религией оппозиции», а протестанты – «агентами влияния Запада».

С.Б.Филатов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН (Москва) дал анализ идейных исканий современного православия и модели желательного будущего, каким оно видится церковному руководству в докладе «РПЦ и поиски русского будущего в прекрасном прошлом ».
             
Во второй части первого дня конференции под руководством заведующей Археографической лаборатории Московского государственного университета Н. В. Литвиной был проведён Круглый стол «Старообрядчество: история, культура, современность», посвящённый 100-летию открытия старообрядческого храма Успения Пресвятой Богородицы (Русская Православная Старообрядческая Церковь) в г. Нижнем Новгороде.
Круглый стол начался с презентации книги одного из самых авторитетных представителей нижегородской старообрядческой общины РПСЦ, почётного директора воскресной школы РПСЦ А.С.Лебедева «В Агафьиной тайге», написанной, в связи с поездкой автора к Агафье Лыковой. Книга содержит размышления по истории старообрядчества и его современному состоянию которые он предпринял. После презентации работы с докладами выступили специалисты по истории и культуре старообрядчества как в России, так и в Нижнем Новгороде. Особенно запомнился  доклад сотрудника семёновского историко-художественного музея М. В. Алмазовой, впечатливший научной  новизной.

Секция «Роль Реформации 1517 года и Революции 1917 года в. в истории» под руководством профессора НГЛУ им. Н.А. Добролюбова О.Н.Сенюткиной и зав.кафедрой того же вуза М.П.Самойловой в ходе работы заслушала 11 докладов исторической тематики.

На секции “Реформация в религиогенезе и социогенезе» под управлением докторов философских наук С.Б.Королевой (НГЛУ им. Н.А. Добролюбова) и И.И.Сулимы (Нижегородский гос.педагогический университет им. Козьмы Минина) заслушано 13 докладов религиоведческой, социологической и культурологической направленности.
Научные сообщения касались тем, связанных не только с протестантизмом, но и с православием, старообрядчеством, исламом. Все доклады сопровождались вопросами и обсуждением.       

Второй день конференции, был посвящён погружению в старообрядческую и православную культуру Нижегородского края. В г. Семёнове участники конференции посетили приход Русской  Древлеправославной Церкви – Никольский собор, где имели возможность побеседовать с настоятелем прихода о. Игорем о жизни семёновских старообрядцев.
Далее участники конференции направились в православную гимназию г. Семёнов, где их радушно встретила директор С.А.Кондакова и педагогический коллектив. Учителя и директор познакомили  участников конфеоренции с учебным процессом и внеучебной деятельностью гимназистов, ответили на все интересующие вопросы, провели по классам гимназии, познакомили с учениками. Как отметили ученые, в гимназии сложилась доброжелательная, рабочая атмосфера. 
М.А. Алмазова в Историко-художественном музее увлекательно рассказала  об истории Семёнова и его старообрядческой общине,  о жизни выдающихся семёновцев, познакомила гостей с известнейшим художественным промыслом – хохломской росписью.

 Через некоторое время на нашем сайте будут размещены тексты ряда докладов конференции.
 
Источник, фото: Оргкомитет конференции «Реформация-Революция в социальной и культурной динамике: pro и contra», АРИ-НО