Сегодня
Агентство Религиозной Информации
Нижегородская область

  

На фото: секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ Андрей Шишков
25.12.2016 
В Нижнем Новгороде состоялась презентация проекта «История России. Секулярный век»
23 декабря в нижегородском «Маринс Парк Отеле» состоялась презентация проекта «История России. Секулярный век», мероприятия которого будут проходить в Нижнем Новгороде в течение всего 2017 года. Как сообщил ведущий встречи проректор Нижегородской духовной семинарии РПЦ МП по научной и учебной работе кандидат философских наук Даниил Семикопов, эта площадка, к участию в которой приглашаются все желающие, создается для максимально непредвзятого рассмотрения процессов прошлого века.

Первая встреча «Светский гуманизм или новая религиозность?» была посвящена самому понятию «секулярность», появлению, развитию и перспективам этого явления. Приглашенный лектор — руководитель Центра изучения современных проблем православной экклезиологии при Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, секретарь библейско-богословской комиссии РПЦ Андрей Шишков рассказал, что под секулярностью в Библии понимается «мир сей», то есть период всей истории человечества от грехопадения до Второго пришествия Христа.

В Средние века это слово использовалось для обозначения всего мирского, например, слова «секулярное духовенство» обозначали женатых священников. И только после Реформации появилось новое значение этого термина.
«Столетие религиозных войн в Европе привело к тому, что в поисках мира религия была переведена из публичной сферы в частную, то есть ушла из публичного пространства», — объяснил Андрей Владимирович. Он также рассказал о трех типах процесса секуляризации: французском – когда религия вытесняется из публичной сферы в частную жизнь, американском – при котором все религии равно удалены от политической сферы и третий, самый радикальной тип секуляризации, который наша страна знает по советской эпохе, — когда религия вытесняется не только из общественной, но и из частной жизни.

«Сегодня можно говорить о том, что мы живем в постсекулярном обществе, когда возникает новая неопределенность в отношении секулярного и религиозного. Это не возвращение Средневековья, а появление все новых и новых форм, идеологий и установок», — пояснил лектор.

Дальнейшее обсуждение касалось того, каким должно быть общество будущего. «С одной стороны, ряд социологов сегодня констатирует тот факт, что секулярный проект советского коммунистического режима не удался и религия возвращается в разных формах: радикального исламизма, сектантства, новых религиозных движений. В то же время возвращаются традиционные религиозные формы. Второй аспект разговора — каким общество должно быть. Должны ли мы стремиться к сохранению секуляризма, отделенности от религии определенных общественных сфер или, наоборот, должны признать неизбежность процесса возвращения религии в общество», — пояснил Даниил Семикопов.  

«Термином „секулярный“ мы обозначаем процесс обмирщения общества, когда религиозное вытесняется из всех сфер общества и когда в обществе есть четкое деление на светское и религиозное. В 1917 году наше общество взяло курс на радикальную секуляризацию, когда Церковь была отделена от всех сфер общественной жизни. Церковь была загнана в своего рода резервацию. Были гонения на Церковь. Спустя столетие нам важно оценить процессы, которые происходили в российском обществе тогда, и оценить роль, которую играет религия и непосредственно православная Церковь в нашем обществе сегодня», — отметил также  Даниил Викторович Семикопов. 

"
В России процесс секуляризации нарастает с времен Петра I. В Европе процесс секуляризации начинается еще раньше. Если до Петра религия так или иначе пропитывала все сферы жизни, то после была оформлена как одно из министерств наравне с другими. Следующий этап исключения религии из общественной жизни произошел в СССР, когда это «министерство» было упразднено, миллионы людей подверглись репрессиям и прямому насилию за свои религиозные взгляды. Процесс изгнания религии из жизни общества достиг своего пика. Но потом Союз рухнул, запрет на религию вроде бы снят. Но какое место православие должно занять в новом обществе, которое мы строим последнее десятилетие? Православие займет свою небольшую нишу? Или оно вернется на первое место в жизни общества и станет его базисом? Или у нас расцветут всякие нетрадиционные секты и культы? Или наука окончательно докажет, что «Бога нет», и все это примут?», - продолжил Д.В.Семикопов.  

Участники встречи задавали много вопросов, посвященных будущему традиционных религий, возможности новых религиозных войн, развитию фундаментализма и новых религиозных движений.

Видеозапись встречи состоявшейся в «Маринс Парк Отеле» на тему «Светский гуманизм или новая религиозность»
Источник: Нижегородская митрополия РПЦ МП  
Фото: Нижегородская духовная семинария РПЦ МП