Сегодня
Агентство Религиозной Информации
Нижегородская область

  

 
16.05.2017 
Репортаж с молодежной конференции евангельских христиан–баптистов Поволжья «Перспектива 2017».
 
Рассказывает Анна Балина.

Ежегодная молодежная конференция евангельских христиан-баптистов Поволжья "Перспектива 2017" проходит уже не первый год, ее история насчитывает около 20 встреч. В этом году в Нижнем Новгороде в «церкви на Полтавке» (в переулке Полтавском) 21 и 22 апреля собрались евангельские христиане-баптисты из более чем 10 городов России.  
День первый
Молодые верующие прибыли из Кирова, Чебоксар, Вязников, Иванова, Кулебак, Кирово-Чепецка, Арзамаса, Костромы, Нижневартовска, Сарова, Пятигорска и Тольятти. Всем новоприбывшим выдавали бейджик с именем, городом и таинственным числом (о его назначении вы узнаете позже).  Атмосфера была приподнятой - в зале шумно, все наполнены эмоциями. Выглядели братья и сестры приветливыми и дружелюбными, но в то же время достаточно серьезными. В первый же день в зале собралось около 200 человек.  

Конференция началась приветственным словом ведущих, затем были прочитаны 147, 158 псалмы.  Далее последовало восхваление Бога песней. Пели все присутствующие.

После состоялось знакомство с участниками конференции. Ведущий называл город, и приезжие вставали. Самым многочисленным, конечно, оказался Нижний Новгород. Представителя каждой группы ведущий спрашивал, каковы его ожидания относительно конференции. Чаще всего звучали ответы "укрепиться в вере", "познакомиться, пообщаться с людьми", "услышать что-то назидательное", "узнать что-то новое".  После знакомства была кратко озвучена программа конференции, и вот тут-то и раскрылся смысл таинственного числа на бейдже каждого участника: каждый из нас должен был во время перерыва (после 1 сессии) найти своих товарищей по этому числу. Скажем, если номер на вашем бейдже - 16 (таковым был мой номер), то в перерыв я буду идти и внимательно смотреть на бейджи всех встречных (а они - на мой), дабы найти своего друга. В группах должно было собраться приблизительно по 5-6 человек (где-то меньше, где-то больше), и все они должны были познакомиться, пообщаться, а позже (во второй день конференции) им предстояло обсудить 3 "Б" - "Библию", "Борьбу", "Благовестие".  

Спикером конференции был Алексей Прокопенко. Во время моей беседы с ним он рассказал, что сам он рос в неверующей семье. При этом был знаком с различными эзотерическими учениями, так как мама его близкого друга считалась экстрасенсом. Но Алексей отверг экзотическую эзотерику и стал христианином. Однажды он прочитал о необычном случае: пациент, пережив клиническую смерть, вернулся к жизни и рассказал, что в том состоянии он видел Бога.  
     -"Он описывает свой опыт, что после смерти он видел Бога… Он описывает, как он выглядел, говорит, что перед ним являлись все духи. Эта информация на тот момент не вызывала у меня никакого отторжения, потому что я всем этим был пропитан. И там было написано, что все духи являются перед Богом и дают ему отчет.. Точно также и каждый человек даст отчет перед Богом", - рассказал Алексей.  

     -"И вот я помню, что я тогда был еще совершенно неверующим человеком, но этом запало мне в душу, и я даже испугался. Испугался потому, что я рос в такой дворовой, уличной компании, не был паинькой, не был послушным ребенком, наоборот, был таким хулиганистым пацаном, занимался спортом… Меня кольнуло, что я буду должен дать отчет перед Богом за свои поступки. Я понимал, что я грешник, в этом не было никаких сомнений. Я подошел к маме и спросил, крещен ли я. Она сказала, что я не был крещен в детстве. Тогда я попросил, чтобы меня крестили. Действительно, в ближайшее лето меня крестили в православной церкви. К этому я готовился, уже более сознательно. Мне было 13 лет тогда. Потом я бросил спорт. И вот однажды меня одноклассник пригласил в баптистскую церковь, куда он сам начал недавно ходить. Там я познакомился с Библией, узнал о Библейском учении, по-настоящему покаялся."

В возрасте 14 лет Алексей пришел к вере. Уже намного позже, получив медицинское образование, он пошел по духовной стезе и поступил в семинарию, где в настоящий момент учится в докторантуре. За его плечами - большое количество конференций и семинаров, также он занимается преподаванием - его приглашают в действующие семинарии и христианские университеты.  Конференция в храме на Полтавке была посвящена размышлениям о Царстве Божьем.  

В течение первой сессии речь шла о четырех человеческих царствах, описываемых в книге пророка Даниила. Говорится, что на смену этим четырем царствам придет Царство Божье. Первые четыре царства - материальны, их следует понимать буквально. Каждое из царств соответствует одной из эпох земной истории. Первое царство - золотое - Вавилонская империя, второе - серебряное - Мидо-Персидская империя, медное царство - Греческая империя, железное царство - Римская империя. Римское царство превосходило по силе все предыдущие царства. Последнее из земных царств делится на две фазы: единое Римское государство и разделенное царство. Мы живем в самую последнюю фазу, когда наследники, продолжатели царства раздроблены на множество государств и народов, они объединяются в разные конфедерации, но между собой не смешиваются. Царство сравнивается с ужасным, страшным зверем: "…и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него». По прошествии этих эпох все земные царства будут разрушены, и наступит Царство Божие.

В перерыве между сессиями всех участников ждало то самое интересное задание: найти друзей по номеру на бейдже. Постепенно сформировались дружеские группы. В моей оказалось поначалу пять, а на второй день семь человек. Общение складывалось легко, было приятно познакомиться с новыми людьми, узнать об их жизни, вере, стремлениях. Все были настроены очень благожелательно и позитивно.  В нашей группе собрались братья и сестры из самых разных городов. За то время, пока мы общались, мы многое узнали друг о друге. Многие пришли в Церковь по приглашению друзей или знакомых, кого-то направили по этому пути родители.  Интересно и необычно было слушать о том, как складывались судьбы людей, которых ты только что встретил.

По окончании сессии многие подходили с вопросами к Алексею Прокопенко и ведущим. Алексей подписывал собственные книги, которые рекомендовал в течение проповеди ("Замысел Вседержителя" и "Библейское покаяние: Псалом 50"), с готовностью отвечал на вопросы. Общение продолжалось до позднего вечера.   
День второй
На следующее утро началась третья сессия. В ней шло повествование о событиях последнего времени и Дне Господнем (он же День Иисуса Христа).
События последнего времени будут происходить на протяжении нескольких лет (семь лет, согласно пророчеству, будет править Антихрист ), их кульминацией и завершением которых станет День Господень. День Господень "будет мрачен", в него состоится "година всех народов"(Иез. 30:2-3), "день этот будет единственный, ведомый только Господу" (Зах. 14:7). День этот будет днем "гнева, скорби, тесноты, опустошения, разорения" (Соф. 1:15).  

После окончания сессии началось общение в группах. Все участники группы делились тем, как они читают Библию, что читают сейчас, некоторые цитировали свои любимые моменты. После каждый рассказывал о том, какую борьбу он сейчас ведет внутри себя: с чем ему приходится справляться изо дня в день, как он решает эти проблемы и как он соотносит свою ситуацию с волей Господа. В конце каждый рассказывал о своем опыте благовестия, о том, как он старается вселить веру в сердца других людей. Общение было откровенным, каждый стремился открыть свою душу другим, потому что верил, что недаром Бог дал эту встречу, свел таких разных людей вместе.  

Разговаривая о благовестии, мы затронули вопрос о том, что к людям, этим занимающимся, обычно возникает негативное отношение, их считают сектантами. Интересно было узнать, что участники конференции думают по этому поводу.

     - "Многих людей, которые занимаются благовестием, которые распространяют Евангелие, что-то рассказывают, их считают сектантами. Что ты думаешь по этому поводу?
     - Вообще, стоит задуматься, что понимать под словом "секта". Если мы понимаем под этим объединение со строгими правилами, ограниченным членством, то это да, тоталитарная секта. Там, где существует культ, жесткие правила… В этом смысле баптизм не является сектой. У нас есть Библия, заветы, которым мы стараемся следовать. В общем, тут нет признаков тоталитарности. Поэтому люди, которые так считают, они проявляют некоторое невежество, непонимание того, что такое секта…Вообще, люди, которые живут в православной культуре, для них любая иная вера, которая не связана с такими большими церквами, как католическая или православная, является сектантской. А если они еще и называют себя протестантами, то возникает вопрос, против чего они собственно, протестуют? Наверное, из-за этого и возникает подобное отношение".
 (Сергей, участник конференции).
 
     - "Каково ваше отношение к тому, что баптистов иногда называют сектой?
     -Сначала, конечно, мне от этого было неловко, когда я был молодым человеком, юношей. Сейчас, по прошествии времени, я уже философски к этому отношусь. Гораздо меньше волнует, что люди скажут, хоть горшком называй (смеется)… Я понимаю, что, на самом деле, христианский мир гораздо более сложный, чем это представляет себе обыватель. Обыватель думает, что вот есть одно монолитное православие и потом есть куча каких-то разных сект. На самом деле, и православие не монолитно, и порой между протестантскими направлениями, разными деноминациями есть гораздо большее единство, к примеру, чем между двумя приходами внутри православной церкви Московского Патриархата, как это ни странно.
Что касается термина "деноминация", он в переводе с латинского означает "наименование" или "обозначение", в общем, это нейтральный термин. Но мы считаем себя церковью, несомненно, вместе со всеми людьми, верующими в Иисуса Христа, рожденными свыше, любящими Господа. Мы здесь ни в коем случае не отделяемся от церкви, напротив, следует понимать, что далеко не каждый человек, называющий себя православным, относится к церкви. Потому что к церкви относятся лишь люди, по-настоящему переродившиеся духовно, то есть, не всякий прихожанин православной церкви переродился духовно, и поэтому не всякий, на самом деле, в духовном смысле, является частью церкви.
Библия говорит: "Должно вам родиться свыше", то есть, Христос сказал, что, "если не родитесь свыше, не можете увидеть Царство Небесное". Библия совершенно четко учит, что в жизни человека должно произойти духовное перерождение через его обращение ко Христу, и Библия это сравнивает с тем, что Бог берет из груди человека сердце каменное и дает ему сердце плотское. То есть он берет мертвое сердце, некую внутреннюю сущность, которая не способна жить, не способна верить и любить, и меняет ее, делает ее живой. Библия называет это также "и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф. 2:5)".
(Алексей Прокопенко, спикер, пресвитер церкви "Преображение" в Самаре)  

       - "Некоторые люди считают евангельских христиан-баптистов сектой. Что вы думаете об этом?
     - Баптисты - это не секта, это деноминация, целое направление. У нас есть официальное вероучение, которого мы придерживаемся, которое выработано. У нас есть четкое представление о том, во что мы верим. То есть, не просто представляем себе что-то… Если меня, например спросят, что представляет моя вера из себя, то это не что-то абстрактное, что нельзя даже потрогать и пощупать, и просто сказать "Я верующий"… То есть, что ты включаешь в понятие "верующий "? Во что ты веришь? Кто-то верит в одно, кто-то в другое… У нас все четко прописано, и если кто-то называет баптистов сектой, это его дело, но, все же, он не прав".   
(Евгений, ведущий)

Во время следующих сессий слушатели узнали о том, каким будет Царство Божие. Подробно рассматривались четыре сферы: политическая, духовная, бытовая и природная.  Особыми гостями конференции стали участники молодежного хора Евангельской Церкви Христа.

Последняя часть конференции началась с ответов на вопросы, которые прислали ее участники. Вопросов было очень много, так что некоторые из них осветить не удалось. Отвечали на вопросы пасторы.  
Вот некоторые интересные вопросы и ответы на них:  

       ВОПРОС: "Как Библия смотрит на косметику, окрашивание волос, ношение серег и т.д.?"  
     ОТВЕТ: "Было бы очень интересно увидеть автора вопроса. (В зале встает молодой человек, ничего необычного в его внешности не наблюдается. Все в зале смеются).
      Вообще, конкретно про косметику в Библии ничего не сказано, но думаю, нужно, чтобы было красиво и в меру, не вызывающе. Все должно выглядеть правильно, целомудренно".

     ВОПРОС: "Можно ли играть в "Танки", ходить в кино?"
     ОТВЕТ: "Вероятно, вопрос касается компьютерных игр, потому что в танки играл еще пророк Иезекииль. В 1998-99 году я и сам играл в компьютерные игры, RPG. Они стали меня очень сильно затягивать, это просто пожиратель времени. Не советовал бы никому увлекаться этим. Детям советую разрешать играть умеренно, под контролем, определенное время. Почему не полный запрет? Потому что, сами понимаете, запретный плод сладок. Не нужно создавать атмосферу, когда дети будут завидовать неверующим друзьям. Что касается кино и светской литературы - здесь все зависит от содержания. Есть документальные, христианские фильмы. Есть какие-то нейтральные вещи. А бывают греховные вещи. Плохо то, что грех делают привлекательным".  

     ВОПРОС: "У христианина пропал интерес к жизни. Что делать? Читать Библию нет желания".
    ОТВЕТ: "Хороший вопрос. Я, пожалуй, не знаю ни одного христианина, у которого хотя бы раз не пропадал интерес к Библии. Плоть противится нашему духу, в этом нет ничего удивительного. Плоть - это такая штука, которая не хочет читать, не хочет молиться, не хочет ничего того, что связано с поклонением Богу. И здесь вы как верующие люди должны бороться со своей плотью, преодолевать искушение. Нужно ли заставлять себя? Да, нужно. Всегда ли так оно будет? Нет, не всегда. Мы как верующие люди всегда будем переживать такие моменты борьбы со своей плотью, до конца наших дней. Здесь нужно понимать, просить у Бога помощи, силы, и преодолевать это искушение с Божьей помощью.  Вы когда-нибудь испытывали такое физическое состояние, когда у вас нет аппетита? Перед вами хорошая еда, но у вас нет аппетита. Испытывали, так ведь? Вспомните, когда это было, при каких обстоятельствах? Что с вами тогда было? Вы болели. То есть нет аппетита тогда, когда ты болеешь. Когда нет интереса к Библии, значит, надо зрить в корень, тому должна быть причина. А чем лечат болезнь? Да, таблетками. Но если вы только таблетками будете лечиться, этого недостаточно, нужно еще и кушать. Поэтому заставлять себя надо, постоянно. Надо понимать, что это болезнь, болезнь серьезная, и когда ты противостоишь, борешься, тогда ты выздоравливаешь".

        ВОПРОС: "Надо ли неверующему человеку объяснять смысл жизни? Имеем ли мы право обличать неверующего в грехе?"
     ОТВЕТ: "Можно поговорить с человеком, что он видит смыслом своей жизни, что он об этом думает. Если он еще не задумывался об этом, такие вопросы - "Ходишь ли ты в церковь?", "Знаешь ли ты, что ждет тебя после смерти?" - заставят задуматься. Но следует также подходить к этому вопросу постепенно, потому что у меня был один случай, когда братья и сестры получили задание благовествовать, подошли на улице, спросили, можно ли задать вопрос и спрашивают (у них вопрос немного в другой форме был поставлен): "Вы готовы к смерти?". Вы понимаете, что думает неверующий человек в таком случае?  Что касается второй части вопроса - можно сказать об этом, но аккуратно, не грубо. А вообще, да, нужно говорить человеку, что есть грех".

Мне удалось узнать, что думает об итогах конференции один из ведущих, Евгений, который сейчас учится в Новосибирской семинарии евангельских христиан-баптистов.  

      - "Расскажите о своем впечатлении от конференции.
     - Конференция прошла, информация получена, тема Царства Небесного в свете Писания, в свете пророчеств, которые были сказаны, в частности, в книге Даниила, раскрыта. Я благодарен, Алексей очень хорошо раскрыл то, как пророчество в истории, в, так скажем, реальном времени, в реальной жизни земной произошло и сбылось. Поэтому, мне кажется, именно этот вопрос был очень хорошо освещен, и дальше взгляд на Небесное Царство, на то, как оно будет воплощаться здесь, на Земле. Эта тема показалась мне очень близкой, понятной. Не знаю, как всем другим, но мне лично да. Мне как студенту понравилось".

Спустя некоторое время мне удалось побеседовать и с Алексеем.  
     - "Каково ваше впечатление от конференции? Можете ли вы сравнить это впечатление с опытом предыдущих конференций? Меняется ли атмосфера, в которой вы выступаете?
     - Дело в том, что мне довольно-таки часто приходится участвовать в конференциях, в течение года это может быть даже, не знаю… от 5 до 10 разных конференций, поэтому мне сложно проследить атмосферу на какой-то конкретной конференции в одном конкретном городе… Я здесь второй раз, вот в этой церкви, я в прошлом году был на этой же конференции "Перспектива" в этот же период, и каких-то больших отличий я не замечаю, мне и тогда все понравилось, и сейчас все понравилось… Атмосфера очень хорошая, много здесь друзей, молодежь очень живая, с интересом слушает, хорошие вопросы задает.  
     - Отличается ли атмосфера встреч общин в разных городах?
    - Ну, наверное, у каждой общины есть какие-то свои особенности, какая-то своя уникальная атмосфера складывается, которую привносят, естественно, люди, составляющие эту общину, но вот между этими двумя церквами - нашей церковью "Преображение" и этой церковью в Нижнем Новгороде я на данный момент не вижу большой разницы, особенно, наверное, потому, что я вел в контексте молодежной конференции, может быть, старшее поколение имеет какие-то свои особенности, свою атмосферу…  

    - Каковы взаимоотношения Православной Церкви и баптистской?
    - Баптизм - достаточно разностороннее, разнообразное явление, в нем самые разные люди. Много верующих баптистов, трудно ожидать, что все будут одинаковыми. Так и православие: там тоже очень большое разнообразие, разные верующие, большое количество людей, разные приходы, разные настоятели этих приходов, и тоже с разным отношением к протестантам. Например, я встречался с православными, которые весьма лояльно относятся к протестантам, в частности, к баптистам. У нас в Самаре, например, несколько православных батюшек из одного прихода, они даже сами  проявили инициативу, они приходили к нам в церковь, встречались с пасторами нашей церкви, у нас было очень добродушное общение, мы вместе пили чай, о многих вопросах говорили… Понятно, что у нас есть разница во взглядах, но, по крайней мере, общение строилось в миролюбивом русле и потенциально была возможность для продолжения диалога. Мы должны стремиться к тому, чтобы услышать и быть услышанными, даже с людьми, взглядов которых не разделяем, даже не только в рамках христианства, - скажем, православные-баптисты, но и с представителями других религий.  

     - Во время вашего выступления вы рассказывали о книгах, которые Вы написали. Вы пишете сейчас какую-то еще книгу, есть какой-то новый замысел?
      - Спасибо, что вы спросили. Да, я сейчас работаю над несколькими проектами, один из самых интересных для меня проектов - это новый перевод Библии. Но не всей пока Библии - это все очень долгий и сложный процесс, но сейчас я приближаюсь к концу в работе над новым переводом Книги Екклесиаста. Я специализируюсь на Ветхом Завете в основном, это моя, так скажем, библейская научная специализация, в докторантуре я тоже специализируюсь по Ветхому Завету ".  

После окончания конференции все еще долго не расходились. Многие братья и сестры задержались в церкви, чтобы помочь убрать зал, столовую и подготовить зал к свадьбе, которая должна была состояться утром.  У всех участников остались очень приятные воспоминания и теплые впечатления от конференции. Надеюсь, что новые встречи откроют для каждого что-то новое, что изменит его жизнь к лучшему.
Впечатления участников конференции
      - "Расскажите о вашем впечатлении от конференции.
     - Первое, что меня особенно впечатлило, это то, что было много людей, много молодых людей. Почему меня это впечатляет? Потому что 20 лет назад, когда мы организовывали первую молодежную конференцию, на ней всего лишь было девять человек, я был десятым. Сейчас же у нас было больше чем 300 человек! Вот это меня впечатляет… Даже не число, хотя и число тоже, а впечатляет желание людей знать Бога, потому что здесь мы говорим о Боге. И они хотят слушать, тем более, когда мы говорили о Царстве Небесном - это вопрос, который всегда вдохновляет, это вопрос, на который искали ответ люди всегда... Это злободневный такой вопрос, нужный, особенно для тех, кто верит, кто Писание читает… И читая Библию, мы находим, что Богу очень нравится, когда мы рассуждаем о его Царстве, когда мы восхищаемся его Царством, когда мы наполняемся чувством благодарности к Богу, ведь он для нас это приготовил… И Бог нам тогда открывает Царствие свое, когда мы о нем говорим.
Все конференции, которые были, конечно же, отличаются друг от друга, но приятно то, что не иссякает жажда и желание у молодых людей приезжать, интересоваться… И мы всегда устраиваем сессию ответов на вопросы в конце, вопросы всегда есть, и достаточно глубокие, насущные. Это говорит о том, что люди не глухи, это им интересно, и они рассуждают об этом. Что еще впечатляет - 300 молодых людей в одном месте - это немало, все они в сжатом пространстве, и в то же самое время - все дружелюбны, все доброжелательны, дисциплинированы, и никаких проблем! Никаких эксцессов и происшествий, ничего! Это молодые люди, и у них энергии порой выше крыши, но они ведут себя порядочно и достойно. Это очень важно".  
(Василий Петрович Козорезов, пресвитер церкви на Полтавке)

     - "Мне, конечно же, понравилось. Это был, наверное, первый раз, когда я полностью погрузилась в атмосферу конференции, потому что в том году я еще как-то не доросла что ли…(смеется). Мне все понравилось в плане организации и плане проповедей. Очень полезно было все это узнать, потому что я очень многого не знала из того, что говорил Алексей Прокопенко. Было интересно рассказано про то, как некоторые, как казалось, простые места в Библии связаны между собой, - потому что, когда ты читаешь, ты просто не замечаешь всех этих взаимосвязей и не проводишь аналогий с историей и этим временем, просто прочитываешь такими предложениями, и все… А когда тебе это все объясняют, это очень увлекательно".
(Ира Козорезова, участница конференции)

     - "Конференция оставила много приятных впечатлений. Во-первых, это конечно же, новые знания о Боге и Его действии в истории мира. Точное совпадение пророчеств с тем, что произошло, показывает власть Всемогущего Бога над событиями. Во-вторых, безусловно порадовало общение с новыми людьми, которые собрались на конференцию с разных городов. В этом также нахожу действие руки нашего Господа!"
(Никита Шургалин, участник конференции)

     - "В этом году впечатление от конференции осталось, в первую очередь, из-за того, что много было много людей: если сравнивать с конференцией прошлого года, то сейчас людей больше, чем в прошлом году. Тогда  было, наверное, максимум 150 человек. В целом, тема была достаточно тяжелая, для меня лично, поэтому чисто по материалу, который преподавался, воспринимать было нелегко. В то же время у меня не особо получилось все это выслушать, потому что я еще организацией занимался, медиа-вопросами… но в целом, мне очень понравилось, что люди общались. Вот эта наша идея разделить всех участников на группы , оказалась очень удачной. Мы достаточно давно решили это сделать, еще когда готовились, это было наше общее решение. На прошлой конференции не было такого общения, а вот сейчас, даже в первый день, когда мы просто предложили людям познакомиться в этих группах, найти друг друга по номерам, когда еще не задавали вопросов, я, уже просто проходя по залу, видел, что люди достаточно быстро нашлись и начали общаться. Я считаю, что это очень хорошо, потому что обычно на подобных конференциях такого личного общения и знакомства с новыми людьми не хватает: приезжаешь ты из, допустим, Дзержинска, и общаешься со своими, с кем-то, может быть, знаком, пообщался… А вот чтобы нового узнать, это даже не у всех такое желание есть, да и смелости не всегда хватает познакомиться. Это, пожалуй, самое основное, что запомнилось и что оставило главное впечатление".
(Евгений Кузьмин, ведущий, член медиагруппы)

- "До сих пор нахожусь под впечатлением. Эта конференция открыла для меня новую сторону Библии. Одно дело - читать и знать пророчества, другое - видеть наглядное их исполнение в истории. Если часть пророчеств сбылась, то ничто не препятствует сбыться и остальным!"
(Лена Плохенко, участница конференции)     
Источник:  Анна Балина  
Фото: Анна Бабаричева