>
Сегодня
Агентство Религиозной Информации
Нижегородская область
      
       


      
 

     
 
4.10.2019

Единоверческий храм в Малом Мурашкине впервые посетил епископ
Глава Лысковской епархии РПЦ МП, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, посетил Покровский храм в селе Малом Мурашкине Большемурашкинского района Нижегородской области. В этом храме организуются богослужения единоверческой общины – сообщества православных христиан, придерживающихся образа жизни Древней Руси. Храмовые богослужения у единоверцев совершаются по уставу, существовавшему в России до реформ патриарха Никона в XVII веке. Они такие же, как у старообрядцев (двоеперстие и прочие традиции).

В Покровском храме управляющий Лысковской епархией помолился за вечерней, а затем обратился с архипастырским словом к собравшимся. Епископ Силуан напомнил, что встреча состоялась накануне дня памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, и призвал родителей воспитывать детей в христианском благочестии.

Настоятель прихода священноинок Сергий (Гапонов) рассказал Преосвященному владыке краткую историю существования единоверческой общины в Малом Мурашкине. По словам отца Сергия, храм изначально был построен для единоверцев, но впоследствии, по причине гонений, здесь служили и по старому, и по новому обрядам.
Визит епископа Силуана священнослужитель назвал историческим событием: сельская единоверческая община впервые принимала правящего архиерея.

В знак сыновнего почтения священноинок Сергий от лица прихожан преподнес в дар владыке Силуану архиерейскую шапку, выполненную в древнерусских традициях, и выразил общее пожелание, чтобы Его Преосвященство совершил на Покровском приходе Божественную литургию.
 
 
Справка
 
Единоверие (употребляются также названия "православное старообрядчество", "церковное старообрядчество", "старообрядные приходы РПЦ МП") зародившееся в 80-е годы XVIII века, было официально узаконено императором Павлом в октябре 1800 года.  В Нижегородской губернии первый единоверческий приход появился около 1798 года (в Н.Новгороде).
С 1844 года в Нижегородском кремле существовал единоверческий храм св. Симеона Столпника  (разрушен в годы Советской власти). С 1849 до 1923 годов на территории современного Семеновского района действовал  Керженский Благовещенский единоверческий  монастырь (вначале мужской, с 1908 года - женский).
В Нижнем Новгороде прошло два всероссийских единоверческих съезда: II-й съезд в 1917 году и III-й в 1927.

Храм в селе Малом Мурашкине Горьковской области был одним из четырех единоверческих храмов, не закрытых в советское время. Стоит отметить, что он находится в символической географической точке: примерно на равном расстоянии (около 10 км) от села Григорово, где родился  протопоп Аввакум, и от села Вельдеманово, где родился патриарх Никон.
В настоящее время в Нижегородской митрополии действуют три единоверческих прихода. Кроме прихода в Малом Мурашкине имеется приход храма иконы Богородицы "Всем скорбящим радость" в селе Сёмино Ковернинского района, а также не имеющий храма приход во имя Святой Троицы в Горбатове. Всего в России в настоящее время насчитывается лишь около полусотни единоверческих приходов. 

Стоит отметить, что среди немногочисленных (их менее десяти) епископов - единоверцев  было два нижегородца: епископ Саткинский Вассиан (Иван Федорович Веретенников, 1877-1937/38) и епископ Керженский Павел (Александр Александрович Волков, 1888- 1950-е годы). При этом оба архиерея сыграли неординарную роль в истории единоверчества.

Епископ Керженский Павел (уроженец Нижегородской губернии и выпускник Нижегородской духовной семинарии) был рукоположен в 1922 году епископами, примыкавшими на тот момент к обновленческому движению, но в 1923 году патриарх Тихон признал его хиротонию, а сам Павел активно противостоял обновленцам. При этом  влияние Павла среди единоверцев было более важным, чем влияние обычного епископа из провинциальной епархии: так, в 1924 году в его ведение по распоряжению патриарха Тихона была переведен Никольский единоверческий собор г. Ленинграда и некоторые другие единоверческие храмы за пределами Нижегородской епархии. На III Всероссийском единоверческом съезде Павел был избран его председателем. Однако в 1929 году Павел при непонятных обстоятельствах снял с себя сан. Возможно это было связано с тем, что он был сторонником митрополита Сергия (Страгородского), а тогдашние единоверческие лидеры и активисты в своей массе были противниками будущего патриарха. В январе 1930 года бывший епископ был арестован и приговорен по 58-й статье к 10 годам лагерей. После войны состоял на хозяйственных светских должностях в Ярославской епархии.

Епископ Саткинский Вассиан (уроженец Горбатовского уезда Нижегородской губернии) был рукоположен в 1926 году и служил в городе Сатке Челябинской области. В 1933 году указом митрополита Сергия (тогда - заместителя Патриаршего местоблюстителя) епископу Вассиану было поручено управлять единоверческими приходами всей России, его титул стал называться "епископ Саткинский и Керженский".  В 1936 году епископ Вассиан был арестован по обвинению в создании антисоветской "повстанческой группы", в 1937 (по другим данным - в 1938) году расстрелян.
 
Источник:  Нижегородская митрополия РПЦ МП , информация АРИ-НО