Сегодня
Агентство Религиозной Информации
Нижегородская область

  

      
2.06.2017 
Интервью Елены Гомоновой с протоиереем Алексием Белецким
Священнослужитель – это призвание. Эти люди выбирают не работу, а жизненный путь, от которого нельзя отказаться, потому что «начальник» – сам Бог.  
Интервью Гомоновой Елены с протоиереем Алексием Белецким, клириком церкви во имя Всех святых в Марьиной роще, помощником благочинного Нагорного округа города Нижнего Новгорода по вопросам культуры и образования, преподавателем Священного Писания Нового завета в Нижегородской духовной семинарии.
     – В какой момент жизни вы поняли, что ваше предназначение – служить Богу и людям таким образом?  

– Решение стать священником пришло ко мне в старших классах школы, когда я стал, в общем-то, зрелым человеком. Я был верующим человеком изначально: моя бабушка и мама с раннего детства наставляли меня в вере и в христианском благочестии. Уже с семи лет я регулярно посещал церковь, для меня храм был знакомым и родным местом, поэтому я не испытывал каких-то трудностей и проблем с воцерковлением и входом в церковную жизнь. Хотя, конечно, были трудности, которые испытывали многие люди, посещавшие храм. Вспомним, это был конец 80-х – начало 90-х, многие храмы только открывались, и, когда мы ездили на праздники, церкви были переполнены. В свой адрес неоднократно слышал высказывания старушек по поводу, что я не там стою, неправильно что-то делаю. Но для меня это не стало препятствием для веры, я воспринимал это достаточно легко, поверхностно, не обижался на престарелых людей.  

     – Вы воспитывались в набожной семье, очевидно, близкие положительно отнеслись к вашему выбору жизненного пути?  

– Да, мы были церковной семьёй, у нас был свой духовник, с которым мы беседовали не только в храме, но и в неформальной обстановке, например, у него дома. То есть для меня церковная среда была приемлемой, родной, но вот мысль и желание стать священником появились позже.  

     – Что подтолкнуло к принятию решения стать священником?
  
– Это желание созрело вполне естественно, без каких-либо форс-мажорных событий и глубоких переживаний.   

     – Где вы получали образование?

 – У меня широкая география в плане получения образования. Духовную семинарию я окончил в Одессе (Одесская духовная семинария). Это была вторая половина 90-х годов. Высшее духовное образование я получил в Московской духовной академии. В 2005-м году я покинул стены академии с ученой степенью кандидата богословия и был приглашен в Нижний Новгород для преподавания в семинарии и для прохождения служения здесь.  

     – Расскажите о годах обучения в семинарии. Какие были условия содержания, дисциплина?

 – Да, это самое интересное, наверное. Ну, представляете себе: конец 90-х годов. Как Россия, так и тем более Украина в жесточайшем экономическом кризисе. Моя юность выпала на эти годы. Но это светлые воспоминания, потому что сам возраст и особенности характера скрасили это время, тем более мы жили в общежитии с друзьями. Это юношеское общение, весёлое проведение времени оставили глубокий след в памяти.
В Одесской духовной семинарии были хорошие условия: комнаты рассчитаны на 3-4 человека, имелось всё, необходимое для обучения. Мы пользовались огромной библиотекой: Одесская семинария сохранила издания, которые хранились в своё время в Киевской духовной академии до её закрытия.
Нам преподавали учителя, имеющие высшее светское и духовное образования. Учебный процесс был организован очень хорошо. Конечно, с нас требовали изучение предметов. Кто-то из преподавателей более строго подходил к проверке знаний, кто-то менее.  

     – А с уроков никто никогда не сбегал?  

– Нет, у нас была жёсткая дисциплина. Нужно понимать, что семинария – это заведение, имеющее определённый режим дня. Обычный день в семинарии это: подъем, молитва, завтрак, время для занятий, обед, самоподготовка, ужин, вечерняя молитва, строгий отбой. Но мы были молодыми, и будни скрашивались шутками, дружеским общением и походами в интересные места.  

     – Были какие-то негативные моменты?  

– Мы были на полном обеспечении семинарии, но я помню большие проблемы с питанием. Финансирование было слабым. К сожалению, кормили недостаточно. Но, так или иначе, я вышел здоровым, слава Богу, и всё это мы выдержали. Благодаря семинарии я духовно созрел, возрос, определились мои взгляды на жизнь. Я чётко осознал свои желания и стремления, чем бы хотел заняться.  

     – Скажите, за годы своей духовной практики вы были свидетелем чуда?  

– Вот не могу сразу ответить, значит, наверное, как такового большого чуда не было. В основном я был свидетелем рассказов о чудесах. Моя супруга пережила на себе чудо, связанное с исцелением от болезни. Но сказать, что я действительно был чем-то поражен, нельзя. В моей жизни, к сожалению, этого не было.
Но этому есть объяснение: чудеса происходят с теми людьми, кого Господь призывает к вере, а я уже был в ограде церковной. Однако это не стало поводом для ослабления веры, всё-таки духовные переживания в православной вере стали подтверждением её истинности и необходимости жить с Богом. Благодатные переживания, ощущение внутреннего духовного счастья стали наилучшим доказательством того, что Господь рядом, что он участвует в моей жизни, и я иду по верному пути.   

     – В кругу ваших друзей в основном находятся священнослужители?  

– Таков закон жизни: друзьями становятся те люди, которые занимаются одним и тем же ремеслом. Общность интересов сплотила меня с определенным кругом людей. Я благодарен Богу, что у меня есть друг, с которым мы вместе прошли семинарию и академию, и до сих пор служим в одной епархии. Мы дружим уже не только лично, но и семьями: наши жены и дети давно знакомы. Мы стараемся проводить вместе праздники, важные события личной семейной жизни.
Я поддерживаю связь с однокурсниками, в основном из академии, потому что с теми, кто учился на Украине, к сожалению, я не держу уже никакой связи. Недавно была встреча выпускников семинарии, очень тепло прошло общение. Но в основном моими друзьями стали уже сокурсники из академии, потому что живут в России.  

    – Вы упомянули встречу выпускников семинарии, никто не изменил выбранному пути?  

– Были те, кто не стал священниками. Некоторые остались служить в церкви без священного сана, а некоторые сменили профессию, так сказать.  

     – Дайте наставление молодому поколению: как правильно создавать семью? Где вы познакомились с будущей супругой?  

– Я понимаю проблему современного поколения: слишком много искушений, и если бы я был молодым человеком, то испытывал бы те же трудности. Наверное, церковная ограда создаёт атмосферу, где легче переносишь какие-либо трудности, в том числе внутреннее искушение, и легче выстраивать отношения с противоположным полом.
На моём личном примере: я долго общался со своей будущей супругой, мы дружили порядка трёх лет. Это было связано с обучением в академии. Но я не спешил жениться, пытался узнать, испытать свои чувства, при этом у нас, конечно же, были чисто платонические отношения.
Мне кажется беда современных людей в том, что они сразу переходят эту грань общения между дружбой и интимной близостью. Это создаёт много трудностей. Кажется, что всё так легко-сойтись, разойтись, а на самом деле интимные отношения создают внутренние связи, которые потом влияют на личность самого человека и на дальнейшие отношения с другими людьми.
Для меня внутренняя духовная основа брака была открыта. И я руководился православным взглядом касательно отношений с противоположным полом и брака. В конце концов, когда подошло к концу моё обучение, когда я почувствовал, что хочу прожить с этим человеком всю свою жизнь, я принял для себя решение, что мы должны пожениться.

Я хотел бы посоветовать молодым людям: не переходите грань между дружбой и интимными отношениями, испытывайте свои чувства, ищите точки соприкосновения сознания. Мы переживаем сейчас кризис браков, такое большое количество семей распадаются в течение первых двух-трех лет. Как показывает опыт, первые несколько лет являются самыми сложными, после медового месяца начинается период трудностей, когда супруги предстают друг перед другом во всей своей, так сказать, наготе, со всеми своими положительными и отрицательными качествами.
Для того чтобы без больших проблем пережить этот кризисный период, нужно любить друг друга по-настоящему, не просто испытывать влечение, а понимать, что ты с этим человеком хочешь просыпаться каждое утро на протяжении всей жизни. Он будет для вас дорог и в болезни, и в здравии, вы должны хотеть общаться с ним постоянно. Естественно, это чувство должно быть обоюдным.
Слава Богу, в моей жизни это произошло, мы души друг в друге не чаем, и моя жена является для меня самым лучшим другом.   

     – С какими трудностями сталкивается священник в своей деятельности?  

– Став священником, я служил около полутора лет в Спасском, тогда еще кафедральном, соборе. После этого меня назначили настоятелем в храм Всех святых в Седьмом микрорайоне Нижнего Новгорода. В течение полутора лет я был там настоятелем. Трудности священника и настоятеля – немного разные вещи. Настоятель больше занят административными проблемами храма, вопросами материального характера. У нас был хороший штат, поэтому мы справлялись со всеми поставленными задачами.
Очень важно наладить отношения с работниками или подобрать людей, которые смогли бы заниматься подобной деятельностью.

В священнической деятельности трудности в первую очередь связаны с общением с людьми, это самое трудное дело. Священничество – это не работа, это призвание, потому что общаться с людьми нужно по вдохновению, относясь к каждому человеку индивидуально, без раздражения, с терпимостью и снисхождением, иногда сотый раз повторяя то одно и то же. Ценность человека, который приходит в храм, должна быть у священника на первом месте. Для священника очень важно всегда благоговеть перед Богом, сохранить память Божью и понимать, что бы он ни делал, Бог всегда его видит, поэтому его служение должно быть перед глазами судьи, отца и помощника одновременно.

Для священника очень важно вести духовную жизнь. Просто исполнять свои обязанности без внутренней подпитки, без благодатного освящения невозможно. Служение таинств, богослужений, домашних молитв является средствами, чтобы священник духовно обогащался, подкреплял свои духовные силы. Иногда надоедает, ведь люди приходят с одним и тем же, здесь нужно вспомнить, что каждый человек уникален, и к каждому нужно относиться как к образу и подобию Божиему. Может быть, спасение этого человека зависит только от тебя.

Помимо всего этого священник, как и любой другой человек, может испытывать материальные и семейные трудности, иметь проблемы со здоровьем. Священники не лишены забот, которые переживает обычный человек, просто к священнику ещё предъявляется требование быть духовно богатым и ходить перед Богом.   

     – Из каких обязанностей состоит ваш обычный день?  

– Круг обязанностей священника включает в себя послушания и миссионерство. Любая епархия для себя уже определила направления деятельности вне церкви: это взаимоотношения с образовательными и социальными учреждениями, силовыми структурами, работа с молодёжью.
В настоящее время городской священник кроме своих богослужебных обязанностей занимается общественной деятельностью. Я, например, отвечаю за связь нашего благочиния, церковного округа Советского района, с образовательными учреждениями. Мой день начинается с молитвы, затем я провожу утреннее или вечернее богослужение, или обе службы могут быть в один день, посещаю учебные заведения. В основном мы имеем нагрузку в выходные, эти дни считаются священными для церкви.  

     – Немного о религиозной жизни за пределами храма. Какие паломнические поездки вы совершали?   

– Для меня обучение в Троице-Сергиевой лавре было одним из главных подарков жизни. Помолиться у преподобного Сергия Радонежского в доме Святой Троицы – это уже осуществление мечты. В годы своего обучения мне посчастливилось съездить в Волоколамский монастырь, Боровский монастырь, женский монастырь в Бородино.
Хотелось бы больше совершать паломнических поездок, но, к сожалению, нагрузка не позволяет пока. Я рад, что служу в Нижегородской епархии, потому что она богата святынями: в первую очередь, это Серафимо-Дивеевский монастырь, где находятся мощи Серафима Саровского. Мы всей семьёй стараемся, по крайней мере, раз в год съездить помолиться туда.
Сейчас появилась отличная возможность организовывать поездки вместе с нашими прихожанами. Год назад мы посетили Дивеево, Оранский Богородицкий монастырь, Пустынь. Это святые, намоленные места, где можно пообщаться с духовниками ".

Интервью взяла Елена Гомонова.
 
Источник: Елена Гомонова   
Фото: Нагорное благочиние Нижегородской епархии РПЦ МП