|
14.07.2018 |
В Нижегородском католическом приходе появится второй
священник
|
|
В нижегородском католическом приходе Успения Пресвятой Девы Марии в
августе, в престольный праздник прихода, появится второй (викарный) священник.
Это о. Даниил Радько, рукоположенный в июне текущего года. В начале июля он
отслужил свою первую мессу.
Д.Радько окончил факультет социологии Российского государственного социального
университета (Москва) и Католическую высшую духовную семинарию «Мария — Царица
Апостолов» (Санкт-Петербург). |
|
Из интервью Даниила Радько католическим интернет-СМИ «Русский
католик» и «Дробь» (в сокращении)
|
|
"Я родился в Москве в обычной советской семье. Моя мама была православной,
но не воцерковленной, так же, как и её родители. Отец с нами не жил, но у него в
семье такая же ситуация – все православные, но не воцерковленные. Самая типичная
семья, в которой религия занимала очень маленькое место. Меня знакомили с
религией только с культурной точки зрения, как с некой культурной ценностью. И,
хотя я родился в Москве, моё раннее детство прошло в Прибалтике, где жили
родители моей мамы. Поэтому у меня перед глазами были и Католическая, и
Лютеранская Церкви.
— А когда вы сами сознательно пришли в Церковь?
Это произошло, когда я учился в университете. Впервые я начал серьёзно
задумываться над вопросами веры в возрасте 18-19 лет, и тогда я впервые
переступил порог нашего кафедрального собора в Москве.
— Вы сказали, что учились в университете. А по
какой специальности?
Моя специальность – социальная антропология, Факультет социологии РГСУ в Москве.
У меня со школы был интерес к гуманитарным наукам, к наукам о человеке, об
обществе. Мне были интересны различные культуры, этносы, традиции разных
народов, а социальная антропология занимается изучением именно этого.
— Когда у вас появились первые мысли о призвании?
Первые серьёзные мысли появились после университета, когда я уже работал.
— Вы сразу думали о епархиальном священстве? Жизнь в
монашеской общине не рассматривали?
Когда я впервые думал об этом, то был, конечно, романтический ореол вокруг
монашеских орденов Католической Церкви, некоторыми я интересовался. Например,
меня всегда привлекала духовность иезуитов. Но когда я столкнулся с этой
реальностью немного ближе, съездил на реколлекции к иезуитам, познакомился
немного ближе с салезианцами, я понял, что это довольно специфический образ
жизни и специфическое призвание. Я не ощутил в себе призвания к общинной жизни.
В то время как епархиальное священство больше всего отвечало той потребности,
которую я чувствовал внутри себя, — служить людям здесь, в России, тем, кого я
знаю, из которых я вышел. То есть быть священником из народа и для народа.
— Какой у вас был любимый предмет //в католической
духовной семинарии//?
Наверное, литургика. Я всегда её очень любил, ещё до семинарии сам читал что-то
о Литургии Католической Церкви.
— А какой предмет давался труднее всего?
Библия и экзегезис! И думаю, не только я бы так ответил, но и многие семинаристы
моего поколения, и многих поколений до нас.
—…А потом случилось рукоположение! … Вам не страшно
сейчас входить в это всё?
Да нет, не страшно. Страшно //было//, на самом деле, возвращаться в тепличные
условия семинарии. После года практики в тульском приходе было очень трудно
возвращаться в семинарию.
— Какие вызовы, на ваш взгляд, наиболее остро стоят
перед католическими общинами в России сегодня?
В силу специфики наших приходов, особенно, маленьких общин, я видел примерно
одни и те же вызовы везде, где я был. Обычно это один приход на целый субъект
Федерации, один храм на область или республику. Есть небольшое количество так
называемых традиционных католиков, которые могут быть сильно разбросаны по
области и которые, в зависимости от глубины их духовной жизни, выбираются в храм
кто-то – раз в год, кто-то реже, кто-то чаще, кто-то вспоминает, только когда
бабушка умерла. Многие из этих людей уже пожилые, кто-то болеет… И на тех
практиках, где я был, я часто сталкивался с этим вызовом, что нужно их собирать,
ездить к ним, не забывать о них, специально узнавать, где есть такие люди.
Иногда мы узнаём о них случайно от дальних родственников, от каких-то знакомых,
где-то на похоронах узнаем, что есть ещё католики в семье, и так далее. Собрать
таких людей – это один момент, но, конечно, им всё не ограничивается.
Параллельно есть люди, которые приходят в Католическую Церковь, и окормление
этих людей – это тоже важная задача.
Кроме того, за те годы, что прошли после возрождения Католической Церкви в
России, уже появились поколения тех людей, которые когда-то пришли в Церковь, но
сейчас почти не ходят, и они, и их дети, и даже внуки. Не потерять этих людей –
ещё одна наша задача.
— Сейчас идёт оживленная дискуссия вокруг новой
концепции приходов…. Понятно, что многое зависит от самих прихожан, но,
по-моему, важную роль в формировании и реализации этой новой концепции могут
сыграть именно молодые священники, такие, как вы. Какие, на ваш взгляд, могут
быть изменения? В чем нуждаются наши приходы сегодня?
Эта концепция, которая была озвучена – «от сохранения к провозглашению» — это
действительно важно. …Если в 90-е годы или в начале 2000-х структуры
возрождались и очень многое строилось, то сейчас речь идёт о том, чтобы,
во-первых, сохранить то, что уже построено. Приходы маленькие, общины небольшие,
но при этом есть огромное здание храма. Молодой священник, который попадает в
этот приход, сталкивается с задачей сохранить и поддержать это, при этом не
забывая о пастырских задачах. Поэтому была провозглашена такая задача – не
просто сохранить стены храма, а передавать веру. Только тогда можно будет
сохранить храм. Это задача молодых священников, и моя в том числе, — так гореть
своей верой, чтобы передавать её, чтобы эти храмы наполнялись людьми, которые
будут жить этой верой.
Конечно, нельзя самонадеянно думать, что мы сейчас сотни людей в храм приведем.
Скорее всего, этого не произойдет. Но разделять эту веру с теми, кто уже есть –
это очень важно и это приносит плоды, хоть и не всегда они видны сразу.
— …Футбол смотрите? За кого болеете?
На Чемпионате – за Россию, конечно. В самом начале особых надежд не было, но
сборная удивляет… А вообще, болею за «Локомотив», который стал чемпионом в этом
году.
— А чем ещё занимаетесь в свободное время?
Очень люблю читать, причем очень разную литературу, начиная от классики и
заканчивая комиксами.
—Кто ваш любимый святой и почему?
Их несколько. …Но всё-таки Игнатий Лойола. Мне близки его духовные упражнения и
сам метод размышления, который очень помог мне в духовном становлении. Я очень
рад, что ещё до семинарии смог съездить на довольно серьёзные недельные
упражнения с иезуитами. Это дало мне какой-то базис, который помогал потом в
духовной жизни в семинарии.
— Почему Вы выбрали Католическую Церковь?
Родившись и живя в России, чаще всего выбор человека, тронутого Христом,
склоняется в сторону Православия.
Есть такое мнение, что русский - значит православный. Я с этим категорически не
согласен. В истории нашей Родины есть немало примеров русских католиков, которые
были очень достойными и выдающимися людьми и внесли свой вклад в русскую
культуру. …Религиозный выбор не должен определяться этническими или культурными
аспектами. Конечно, всё это может влиять на выбор, на историю человека, но это
не может быть решающим фактором в его выборе. Главное в вопросе выбора веры -
это голос совести: то, где человек видит истину и принимает её. Я выбрал
Католическую Церковь, потому что по совести считаю, что это истинная и единая
Церковь Христова, Вселенская Церковь, которую Сам Господь основал на апостоле
Петре". |
|