Сегодня
Агентство Религиозной Информации
Нижегородская область

  

      
15.06.2017 
Навстречу Дню Молодежи: эссе Алены Надточеевой «Вера молодых СЕГОДНЯ» 
В старой песне Псоя Короленко пелось: «Всюду встречаю одних атеистов, мне их так искренне жаль!» Как же дела с верой у молодежи обстоят сегодня?  
Cвященнослужитель Русской Православной Церкви и телеведущий Андрей Ткачёв в своем проекте «Сила Слова» утверждал: «Это слышать непривычно, но христианская вера молода и обращена к людям молодым, а не старым. У нас сложилось в жизни так, что мы по-другому думаем, глядим. Мы жили в такой период, когда церковь спасли белые платочки, когда бабушки и жены своих мужей, уходящих на фронт, пропадающих на производстве, ушедших в пьянство и безбожие, ходили и отмаливали живых и усопших. И лицо у православия было долго женским и старушечьим. Это не упрек, и не укор, ведь и женское старушечье молящиеся лицо красиво, особенной красотой. Есть красота в каждом возрасте человечества. Это упрек молодым и сильным и мужской половине человечества. Вот сегодня мы обретаем уже православие с мужским лицом и православие с юным лицом, что очень радостно и соответствует истине. Так и быть должно».  

Получается, что православная вера изначально была рассчитана на молодых, еще не «зашоренных» людей, которые готовы расширять границы. Еще Иоанн Кронштадтский говорил, что «Церковь - это старица с юным лицом». Стара она, так как существует давно, а вот обращена своей сутью к свежим, юным душам, которые не боятся познавать новое.

Мы поинтересовались, что думают об отношениях между молодежью и верой в Нижнем Новгороде. Протоиерей Алексий Белецкий на вопрос какое место религия занимает в сердцах современной молодёжи и как молодые люди проявляют интерес к вере ответил:

«Нужно признать, что в настоящее время лишь малая часть молодежи серьезно задумывается над вопросами веры. Из них опять-таки часть серьезно воспринимают православие. Окружающая жизненная ситуация насыщена "соблазнами", т.е. предлагает молодому человеку более привлекательные и всепоглощающие возможности и предметы, чем те, о которых говорит религия. Вера призывает отказаться ради Бога от некоторых привязанностей и увлечений, вера предполагает работу над собой, самовоспитание и стремление к Божественному идеалу. Это всегда трудно. Легче жить "по течению", "без напряга" внутри и извне. Но уж если молодой человек приходит к вере, становится христианином, то делает это, как показывает опыт, ответственно и от сердца.
И оказывается, что в Православии жизнь молодого человека не становится "монашеской" и "зашоренной". Православие предоставляет пространство для личной жизни юношей и девушек, не лишает их естественных жизненных интересов. Просто духовно облагораживает их устремления, дает ценностную основу для жизни и знакомит с духовным опытом Христианства. В этом, я думаю, залог интереса к вере. А проявляется он в ознакомлении со священником, с какой-либо популярной книгой о вере, с авторитетным мнением какого-либо современного политического, культурного или научного деятеля, с посещения православного сайта в интернете и т.п.».  

Действительно, получается, что знакомство с верой у молодых людей все чаще происходит в Интернете, удобство которого сложно отрицать. Такое средство получения информации сегодня всегда есть под рукой у любого продвинутого молодого человека и не только. Поэтому на популярность мировых религий в XXI веке влияет не только улучшение качества образования, но и развитие интернета. Перед их представителями встала такая дилемма: с одной стороны, религии наиболее комфортно себя чувствуют в традиционной атмосфере и не слишком симпатизируют технологиям, с другой — повседневный быт верующих стремительно меняется и, чтобы быть к ним ближе, церкви нужно осваивать новые для неё территории.

Самые смелые из религиозных организаций пробовали заявить о себе на просторах интернета ещё в начале 2000-х, вызывая бурю негодования у некоторых своих коллег. Спустя десять лет о необходимости идти в ногу со временем заявляется уже на самом высшем церковном уровне.

Для верующих интернет выполнил привычные для себя функции — упростил доступ к информации и помог преодолеть временные и пространственные барьеры. Теперь человек, который не может посетить пасхальное богослужение, имеет возможность посмотреть его онлайн-трансляцию в Сети. А в исключительных случаях имеет право исповедаться или принять новую веру через Skype (например, ислам принимается при двух свидетелях-мусульманах, однако надо понимать слова, которые ты произносишь, и говорить их от чистого сердца), (хотя споры о том, насколько это этично, не утихают).

Первые попытки полностью перевести церковь в киберпространство были сделаны англиканами в 2004 году. Тогда появилась i-Church, которая представляла собой сайт, на котором адепты англиканской церкви могли собираться для совместных молитв в чатах, читать религиозные блоги и просто общаться. Второй проект был более изобретательным, назывался он Church of Fools. Заходя на сайт, верующие могли выбрать себе персонажа и попасть в 3D-церковь, в которой реальный пастор в виде своего аватара вёл службу. Сейчас эта англиканская церковь называется St Pixels и представляет собой приложение в Facebook.

Прогресс не стоит на месте, мировые религии продолжают осваивать интернет. Давно перестали быть диковинкой сайты и мобильные приложения для верующих. Для мусульман был создан поисковик Halalgoogling (http://halalgoogling.com/), блокирующий информацию, противоречащую нормам ислама. На базе большого православного форума запустился поисковик «Искомое» (iskomoe.ru), затем появился ресурс «Рублев» (rublev.com), создана специальная энциклопедия для верующих (drevo-info.ru).  

Для поиска единомышленников и духовных друзей существуют специальные социальные сети. Например, «Православные» (http://www.clir.ru/) и «Елицы» (https://elitsy.ru/). Последняя интерфейсом напоминает одновременно «Одноклассников» и «ВКонтакте». Правда, вместо учебного заведения здесь предлагают отметить храм, прихожанином которого является пользователь. Здесь же можно найти компанию для паломничества. На этом сайте есть различные разделы от православного календаря до форума с вопросами батюшке.  

Странички в социальных сетях есть у многих нижегородских религиозных общин. В популярной ВКонтакте можно найти страничку нижегородской еврейской общины (https://vk.com/evreinn), где помимо новостей есть интересные проекты для саморазвития. А еще у еврейской общины есть страница молодежного движения для ребят 12-16 лет (https://vk.com/enerjewnn). Действует группа Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области: https://vk.com/muslimsnn. Странички Нижегородской епархии РПЦ МП есть во всех популярных социальных сетях: https://vk.com/nn_eparhia, https://www.instagram.com/nn_eparhia/, https://twitter.com/nn_eparhia.  

Нижегородский протоиерей Алексий Белецкий прокомментировал активность Нижегородской митрополии в социальных сетях таким образом:
«Деятельность Церкви, в частности Нижегородской епархии, в интернете помогает взаимодействовать с молодежью. В первую очередь, молодежная политика Церкви направлена на объединение верующих молодых людей. Способы объединения могут быть разные: храм, движение, группа в социальной сети и т.д.

Во-вторых, общая деятельность, в основном на данный момент - это экологические и благотворительные проекты, пусть даже небольшого масштаба.
Третье и главное, совместное участие в богослужении и молитвах, т.е. совместная духовная деятельность, то, что отличает именно православное молодежное объединение. Группа верующей молодежи, по сути, создает атмосферу, которая должна характеризоваться духовностью, доброжелательностью и активностью и этим привлекать других юношей и девушек. Повторюсь, формы и виды объединения могут быть различными. Главное, создать атмосферу, способную подействовать на душу нового человека».

В последнее время мы нередко слышим о том, что молодые люди забыли о морали и нравственности, что это превращается в катастрофу. Многие винят современные технологии в развращении молодого поколения. Но молодые люди очень разные, а в Интернете достаточно интересных, правильных и грамотных ресурсов на каждый день.  Да, среди современных молодых людей есть те, которые никогда не узнают о том, как можно жить с верой. Но при этом многие молодые люди верят в Бога и не стесняются этого. И сейчас такое время, что человек, часто проводящий время в социальных сетях, также может быть глубоко верующим человеком.      
 
В старой песне Псоя Короленко пелось: «Всюду встречаю одних атеистов, мне их так искренне жаль!» Как же дела с верой у молодежи обстоят сегодня?  
Cвященнослужитель Русской Православной Церкви и телеведущий Андрей Ткачёв в своем проекте «Сила Слова» утверждал: «Это слышать непривычно, но христианская вера молода и обращена к людям молодым, а не старым. У нас сложилось в жизни так, что мы по-другому думаем, глядим. Мы жили в такой период, когда церковь спасли белые платочки, когда бабушки и жены своих мужей, уходящих на фронт, пропадающих на производстве, ушедших в пьянство и безбожие, ходили и отмаливали живых и усопших. И лицо у православия было долго женским и старушечьим. Это не упрек, и не укор, ведь и женское старушечье молящиеся лицо красиво, особенной красотой. Есть красота в каждом возрасте человечества. Это упрек молодым и сильным и мужской половине человечества. Вот сегодня мы обретаем уже православие с мужским лицом и православие с юным лицом, что очень радостно и соответствует истине. Так и быть должно».  

Получается, что православная вера изначально была рассчитана на молодых, еще не «зашоренных» людей, которые готовы расширять границы. Еще Иоанн Кронштадтский говорил, что «Церковь - это старица с юным лицом». Стара она, так как существует давно, а вот обращена своей сутью к свежим, юным душам, которые не боятся познавать новое.

Мы поинтересовались, что думают об отношениях между молодежью и верой в Нижнем Новгороде. Протоиерей Алексий Белецкий на вопрос какое место религия занимает в сердцах современной молодёжи и как молодые люди проявляют интерес к вере ответил:

«Нужно признать, что в настоящее время лишь малая часть молодежи серьезно задумывается над вопросами веры. Из них опять-таки часть серьезно воспринимают православие. Окружающая жизненная ситуация насыщена "соблазнами", т.е. предлагает молодому человеку более привлекательные и всепоглощающие возможности и предметы, чем те, о которых говорит религия. Вера призывает отказаться ради Бога от некоторых привязанностей и увлечений, вера предполагает работу над собой, самовоспитание и стремление к Божественному идеалу. Это всегда трудно. Легче жить "по течению", "без напряга" внутри и извне. Но уж если молодой человек приходит к вере, становится христианином, то делает это, как показывает опыт, ответственно и от сердца.
И оказывается, что в Православии жизнь молодого человека не становится "монашеской" и "зашоренной". Православие предоставляет пространство для личной жизни юношей и девушек, не лишает их естественных жизненных интересов. Просто духовно облагораживает их устремления, дает ценностную основу для жизни и знакомит с духовным опытом Христианства. В этом, я думаю, залог интереса к вере. А проявляется он в ознакомлении со священником, с какой-либо популярной книгой о вере, с авторитетным мнением какого-либо современного политического, культурного или научного деятеля, с посещения православного сайта в интернете и т.п.».  

Действительно, получается, что знакомство с верой у молодых людей все чаще происходит в Интернете, удобство которого сложно отрицать. Такое средство получения информации сегодня всегда есть под рукой у любого продвинутого молодого человека и не только. Поэтому на популярность мировых религий в XXI веке влияет не только улучшение качества образования, но и развитие интернета. Перед их представителями встала такая дилемма: с одной стороны, религии наиболее комфортно себя чувствуют в традиционной атмосфере и не слишком симпатизируют технологиям, с другой — повседневный быт верующих стремительно меняется и, чтобы быть к ним ближе, церкви нужно осваивать новые для неё территории.

Самые смелые из религиозных организаций пробовали заявить о себе на просторах интернета ещё в начале 2000-х, вызывая бурю негодования у некоторых своих коллег. Спустя десять лет о необходимости идти в ногу со временем заявляется уже на самом высшем церковном уровне.

Для верующих интернет выполнил привычные для себя функции — упростил доступ к информации и помог преодолеть временные и пространственные барьеры. Теперь человек, который не может посетить пасхальное богослужение, имеет возможность посмотреть его онлайн-трансляцию в Сети. А в исключительных случаях имеет право исповедаться или принять новую веру через Skype (например, ислам принимается при двух свидетелях-мусульманах, однако надо понимать слова, которые ты произносишь, и говорить их от чистого сердца), (хотя споры о том, насколько это этично, не утихают).

Первые попытки полностью перевести церковь в киберпространство были сделаны англиканами в 2004 году. Тогда появилась i-Church, которая представляла собой сайт, на котором адепты англиканской церкви могли собираться для совместных молитв в чатах, читать религиозные блоги и просто общаться. Второй проект был более изобретательным, назывался он Church of Fools. Заходя на сайт, верующие могли выбрать себе персонажа и попасть в 3D-церковь, в которой реальный пастор в виде своего аватара вёл службу. Сейчас эта англиканская церковь называется St Pixels и представляет собой приложение в Facebook.

Прогресс не стоит на месте, мировые религии продолжают осваивать интернет. Давно перестали быть диковинкой сайты и мобильные приложения для верующих. Для мусульман был создан поисковик Halalgoogling (http://halalgoogling.com/), блокирующий информацию, противоречащую нормам ислама. На базе большого православного форума запустился поисковик «Искомое» (iskomoe.ru), затем появился ресурс «Рублев» (rublev.com), создана специальная энциклопедия для верующих (drevo-info.ru).  

Для поиска единомышленников и духовных друзей существуют специальные социальные сети. Например, «Православные» (http://www.clir.ru/) и «Елицы» (https://elitsy.ru/). Последняя интерфейсом напоминает одновременно «Одноклассников» и «ВКонтакте». Правда, вместо учебного заведения здесь предлагают отметить храм, прихожанином которого является пользователь. Здесь же можно найти компанию для паломничества. На этом сайте есть различные разделы от православного календаря до форума с вопросами батюшке.  

Странички в социальных сетях есть у многих нижегородских религиозных общин. В популярной ВКонтакте можно найти страничку нижегородской еврейской общины (https://vk.com/evreinn), где помимо новостей есть интересные проекты для саморазвития. А еще у еврейской общины есть страница молодежного движения для ребят 12-16 лет (https://vk.com/enerjewnn). Действует группа Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области: https://vk.com/muslimsnn. Странички Нижегородской епархии РПЦ МП есть во всех популярных социальных сетях: https://vk.com/nn_eparhia, https://www.instagram.com/nn_eparhia/, https://twitter.com/nn_eparhia.  

Нижегородский протоиерей Алексий Белецкий прокомментировал активность Нижегородской митрополии в социальных сетях таким образом:
«Деятельность Церкви, в частности Нижегородской епархии, в интернете помогает взаимодействовать с молодежью. В первую очередь, молодежная политика Церкви направлена на объединение верующих молодых людей. Способы объединения могут быть разные: храм, движение, группа в социальной сети и т.д.

Во-вторых, общая деятельность, в основном на данный момент - это экологические и благотворительные проекты, пусть даже небольшого масштаба.
Третье и главное, совместное участие в богослужении и молитвах, т.е. совместная духовная деятельность, то, что отличает именно православное молодежное объединение. Группа верующей молодежи, по сути, создает атмосферу, которая должна характеризоваться духовностью, доброжелательностью и активностью и этим привлекать других юношей и девушек. Повторюсь, формы и виды объединения могут быть различными. Главное, создать атмосферу, способную подействовать на душу нового человека».

В последнее время мы нередко слышим о том, что молодые люди забыли о морали и нравственности, что это превращается в катастрофу. Многие винят современные технологии в развращении молодого поколения. Но молодые люди очень разные, а в Интернете достаточно интересных, правильных и грамотных ресурсов на каждый день.  Да, среди современных молодых людей есть те, которые никогда не узнают о том, как можно жить с верой. Но при этом многие молодые люди верят в Бога и не стесняются этого. И сейчас такое время, что человек, часто проводящий время в социальных сетях, также может быть глубоко верующим человеком.      

Алена Надточеева
Источник: Алена Надточеева