|
15.06.2017 |
Навстречу Дню Молодежи: эссе Алены Надточеевой «Вера молодых СЕГОДНЯ»
|
В старой песне Псоя Короленко пелось: «Всюду встречаю одних атеистов, мне
их так искренне жаль!» Как же дела с верой у молодежи обстоят сегодня?
Cвященнослужитель Русской Православной
Церкви и телеведущий Андрей Ткачёв в своем проекте «Сила Слова» утверждал: «Это
слышать непривычно, но христианская вера молода и обращена к людям молодым, а не
старым. У нас сложилось в жизни так, что мы по-другому думаем, глядим. Мы жили в
такой период, когда церковь спасли белые платочки, когда бабушки и жены своих
мужей, уходящих на фронт, пропадающих на производстве, ушедших в пьянство и
безбожие, ходили и отмаливали живых и усопших. И лицо у православия было долго
женским и старушечьим. Это не упрек, и не укор, ведь и женское старушечье
молящиеся лицо красиво, особенной красотой. Есть красота в каждом возрасте
человечества. Это упрек молодым и сильным и мужской половине человечества. Вот
сегодня мы обретаем уже православие с мужским лицом и православие с юным лицом,
что очень радостно и соответствует истине. Так и быть должно».
Получается, что православная вера изначально была рассчитана на молодых, еще не
«зашоренных» людей, которые готовы расширять границы. Еще Иоанн Кронштадтский
говорил, что «Церковь - это старица с юным лицом». Стара она, так как существует
давно, а вот обращена своей сутью к свежим, юным душам, которые не боятся
познавать новое.
Мы поинтересовались, что думают об отношениях между молодежью и верой в Нижнем
Новгороде. Протоиерей Алексий Белецкий на вопрос какое место религия занимает в
сердцах современной молодёжи и как молодые люди проявляют интерес к вере
ответил:
«Нужно признать, что в настоящее время лишь малая часть молодежи серьезно
задумывается над вопросами веры. Из них опять-таки часть серьезно воспринимают
православие. Окружающая жизненная ситуация насыщена "соблазнами", т.е.
предлагает молодому человеку более привлекательные и всепоглощающие возможности
и предметы, чем те, о которых говорит религия. Вера призывает отказаться ради
Бога от некоторых привязанностей и увлечений, вера предполагает работу над
собой, самовоспитание и стремление к Божественному идеалу. Это всегда трудно.
Легче жить "по течению", "без напряга" внутри и извне. Но уж если молодой
человек приходит к вере, становится христианином, то делает это, как показывает
опыт, ответственно и от сердца.
И оказывается, что в Православии жизнь молодого человека не становится
"монашеской" и "зашоренной". Православие предоставляет пространство для личной
жизни юношей и девушек, не лишает их естественных жизненных интересов. Просто
духовно облагораживает их устремления, дает ценностную основу для жизни и
знакомит с духовным опытом Христианства. В этом, я думаю, залог интереса к вере.
А проявляется он в ознакомлении со священником, с какой-либо популярной книгой о
вере, с авторитетным мнением какого-либо современного политического, культурного
или научного деятеля, с посещения православного сайта в интернете и т.п.».
Действительно, получается, что знакомство с верой у молодых людей все чаще
происходит в Интернете, удобство которого сложно отрицать. Такое средство
получения информации сегодня всегда есть под рукой у любого продвинутого
молодого человека и не только. Поэтому на популярность мировых религий в XXI
веке влияет не только улучшение качества образования, но и развитие интернета.
Перед их представителями встала такая дилемма: с одной стороны, религии наиболее
комфортно себя чувствуют в традиционной атмосфере и не слишком симпатизируют
технологиям, с другой — повседневный быт верующих стремительно меняется и, чтобы
быть к ним ближе, церкви нужно осваивать новые для неё территории.
Самые смелые из религиозных организаций пробовали заявить о себе на просторах
интернета ещё в начале 2000-х, вызывая бурю негодования у некоторых своих
коллег. Спустя десять лет о необходимости идти в ногу со временем заявляется уже
на самом высшем церковном уровне.
Для верующих интернет выполнил привычные для себя функции — упростил доступ к
информации и помог преодолеть временные и пространственные барьеры. Теперь
человек, который не может посетить пасхальное богослужение, имеет возможность
посмотреть его онлайн-трансляцию в Сети. А в исключительных случаях имеет право
исповедаться или принять новую веру через Skype (например, ислам принимается при
двух свидетелях-мусульманах, однако надо понимать слова, которые ты произносишь,
и говорить их от чистого сердца), (хотя споры о том, насколько это этично, не
утихают).
Первые попытки полностью перевести церковь в киберпространство были сделаны
англиканами в 2004 году. Тогда появилась i-Church, которая представляла собой
сайт, на котором адепты англиканской церкви могли собираться для совместных
молитв в чатах, читать религиозные блоги и просто общаться. Второй проект был
более изобретательным, назывался он Church of Fools. Заходя на сайт, верующие
могли выбрать себе персонажа и попасть в 3D-церковь, в которой реальный пастор в
виде своего аватара вёл службу. Сейчас эта англиканская церковь называется St
Pixels и представляет собой приложение в Facebook.
Прогресс не стоит на месте, мировые религии продолжают осваивать интернет. Давно
перестали быть диковинкой сайты и мобильные приложения для верующих. Для
мусульман был создан поисковик Halalgoogling (http://halalgoogling.com/),
блокирующий информацию, противоречащую нормам ислама. На базе большого
православного форума запустился поисковик «Искомое» (iskomoe.ru), затем появился
ресурс «Рублев» (rublev.com), создана специальная энциклопедия для верующих
(drevo-info.ru).
Для поиска единомышленников и духовных друзей существуют специальные социальные
сети. Например, «Православные» (http://www.clir.ru/)
и «Елицы» (https://elitsy.ru/). Последняя
интерфейсом напоминает одновременно «Одноклассников» и «ВКонтакте». Правда,
вместо учебного заведения здесь предлагают отметить храм, прихожанином которого
является пользователь. Здесь же можно найти компанию для паломничества. На этом
сайте есть различные разделы от православного календаря до форума с вопросами
батюшке.
Странички в социальных сетях есть у многих нижегородских религиозных общин. В
популярной ВКонтакте можно найти страничку нижегородской еврейской общины (https://vk.com/evreinn),
где помимо новостей есть интересные проекты для саморазвития. А еще у еврейской
общины есть страница молодежного движения для ребят 12-16 лет (https://vk.com/enerjewnn).
Действует группа Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и
Нижегородской области: https://vk.com/muslimsnn.
Странички Нижегородской епархии РПЦ МП есть во всех популярных социальных сетях:
https://vk.com/nn_eparhia,
https://www.instagram.com/nn_eparhia/,
https://twitter.com/nn_eparhia.
Нижегородский протоиерей Алексий Белецкий прокомментировал активность
Нижегородской митрополии в социальных сетях таким образом:
«Деятельность Церкви, в частности Нижегородской епархии, в интернете помогает
взаимодействовать с молодежью. В первую очередь, молодежная политика Церкви
направлена на объединение верующих молодых людей. Способы объединения могут быть
разные: храм, движение, группа в социальной сети и т.д.
Во-вторых, общая деятельность, в основном на данный момент - это экологические и
благотворительные проекты, пусть даже небольшого масштаба.
Третье и главное, совместное участие в богослужении и молитвах, т.е. совместная
духовная деятельность, то, что отличает именно православное молодежное
объединение. Группа верующей молодежи, по сути, создает атмосферу, которая
должна характеризоваться духовностью, доброжелательностью и активностью и этим
привлекать других юношей и девушек. Повторюсь, формы и виды объединения могут
быть различными. Главное, создать атмосферу, способную подействовать на душу
нового человека».
В последнее время мы нередко слышим о том, что молодые люди забыли о морали и
нравственности, что это превращается в катастрофу. Многие винят современные
технологии в развращении молодого поколения. Но молодые люди очень разные, а в
Интернете достаточно интересных, правильных и грамотных ресурсов на каждый день.
Да, среди современных молодых людей есть те, которые никогда не узнают о том,
как можно жить с верой. Но при этом многие молодые люди верят в Бога и не
стесняются этого. И сейчас такое время, что человек, часто проводящий время в
социальных сетях, также может быть глубоко верующим человеком. |
|
В старой песне Псоя Короленко пелось: «Всюду встречаю одних атеистов, мне
их так искренне жаль!» Как же дела с верой у молодежи обстоят сегодня?
Cвященнослужитель Русской Православной
Церкви и телеведущий Андрей Ткачёв в своем проекте «Сила Слова» утверждал: «Это
слышать непривычно, но христианская вера молода и обращена к людям молодым, а не
старым. У нас сложилось в жизни так, что мы по-другому думаем, глядим. Мы жили в
такой период, когда церковь спасли белые платочки, когда бабушки и жены своих
мужей, уходящих на фронт, пропадающих на производстве, ушедших в пьянство и
безбожие, ходили и отмаливали живых и усопших. И лицо у православия было долго
женским и старушечьим. Это не упрек, и не укор, ведь и женское старушечье
молящиеся лицо красиво, особенной красотой. Есть красота в каждом возрасте
человечества. Это упрек молодым и сильным и мужской половине человечества. Вот
сегодня мы обретаем уже православие с мужским лицом и православие с юным лицом,
что очень радостно и соответствует истине. Так и быть должно».
Получается, что православная вера изначально была рассчитана на молодых, еще не
«зашоренных» людей, которые готовы расширять границы. Еще Иоанн Кронштадтский
говорил, что «Церковь - это старица с юным лицом». Стара она, так как существует
давно, а вот обращена своей сутью к свежим, юным душам, которые не боятся
познавать новое.
Мы поинтересовались, что думают об отношениях между молодежью и верой в Нижнем
Новгороде. Протоиерей Алексий Белецкий на вопрос какое место религия занимает в
сердцах современной молодёжи и как молодые люди проявляют интерес к вере
ответил:
«Нужно признать, что в настоящее время лишь малая часть молодежи серьезно
задумывается над вопросами веры. Из них опять-таки часть серьезно воспринимают
православие. Окружающая жизненная ситуация насыщена "соблазнами", т.е.
предлагает молодому человеку более привлекательные и всепоглощающие возможности
и предметы, чем те, о которых говорит религия. Вера призывает отказаться ради
Бога от некоторых привязанностей и увлечений, вера предполагает работу над
собой, самовоспитание и стремление к Божественному идеалу. Это всегда трудно.
Легче жить "по течению", "без напряга" внутри и извне. Но уж если молодой
человек приходит к вере, становится христианином, то делает это, как показывает
опыт, ответственно и от сердца.
И оказывается, что в Православии жизнь молодого человека не становится
"монашеской" и "зашоренной". Православие предоставляет пространство для личной
жизни юношей и девушек, не лишает их естественных жизненных интересов. Просто
духовно облагораживает их устремления, дает ценностную основу для жизни и
знакомит с духовным опытом Христианства. В этом, я думаю, залог интереса к вере.
А проявляется он в ознакомлении со священником, с какой-либо популярной книгой о
вере, с авторитетным мнением какого-либо современного политического, культурного
или научного деятеля, с посещения православного сайта в интернете и т.п.».
Действительно, получается, что знакомство с верой у молодых людей все чаще
происходит в Интернете, удобство которого сложно отрицать. Такое средство
получения информации сегодня всегда есть под рукой у любого продвинутого
молодого человека и не только. Поэтому на популярность мировых религий в XXI
веке влияет не только улучшение качества образования, но и развитие интернета.
Перед их представителями встала такая дилемма: с одной стороны, религии наиболее
комфортно себя чувствуют в традиционной атмосфере и не слишком симпатизируют
технологиям, с другой — повседневный быт верующих стремительно меняется и, чтобы
быть к ним ближе, церкви нужно осваивать новые для неё территории.
Самые смелые из религиозных организаций пробовали заявить о себе на просторах
интернета ещё в начале 2000-х, вызывая бурю негодования у некоторых своих
коллег. Спустя десять лет о необходимости идти в ногу со временем заявляется уже
на самом высшем церковном уровне.
Для верующих интернет выполнил привычные для себя функции — упростил доступ к
информации и помог преодолеть временные и пространственные барьеры. Теперь
человек, который не может посетить пасхальное богослужение, имеет возможность
посмотреть его онлайн-трансляцию в Сети. А в исключительных случаях имеет право
исповедаться или принять новую веру через Skype (например, ислам принимается при
двух свидетелях-мусульманах, однако надо понимать слова, которые ты произносишь,
и говорить их от чистого сердца), (хотя споры о том, насколько это этично, не
утихают).
Первые попытки полностью перевести церковь в киберпространство были сделаны
англиканами в 2004 году. Тогда появилась i-Church, которая представляла собой
сайт, на котором адепты англиканской церкви могли собираться для совместных
молитв в чатах, читать религиозные блоги и просто общаться. Второй проект был
более изобретательным, назывался он Church of Fools. Заходя на сайт, верующие
могли выбрать себе персонажа и попасть в 3D-церковь, в которой реальный пастор в
виде своего аватара вёл службу. Сейчас эта англиканская церковь называется St
Pixels и представляет собой приложение в Facebook.
Прогресс не стоит на месте, мировые религии продолжают осваивать интернет. Давно
перестали быть диковинкой сайты и мобильные приложения для верующих. Для
мусульман был создан поисковик Halalgoogling (http://halalgoogling.com/),
блокирующий информацию, противоречащую нормам ислама. На базе большого
православного форума запустился поисковик «Искомое» (iskomoe.ru), затем появился
ресурс «Рублев» (rublev.com), создана специальная энциклопедия для верующих
(drevo-info.ru).
Для поиска единомышленников и духовных друзей существуют специальные социальные
сети. Например, «Православные» (http://www.clir.ru/)
и «Елицы» (https://elitsy.ru/). Последняя
интерфейсом напоминает одновременно «Одноклассников» и «ВКонтакте». Правда,
вместо учебного заведения здесь предлагают отметить храм, прихожанином которого
является пользователь. Здесь же можно найти компанию для паломничества. На этом
сайте есть различные разделы от православного календаря до форума с вопросами
батюшке.
Странички в социальных сетях есть у многих нижегородских религиозных общин. В
популярной ВКонтакте можно найти страничку нижегородской еврейской общины (https://vk.com/evreinn),
где помимо новостей есть интересные проекты для саморазвития. А еще у еврейской
общины есть страница молодежного движения для ребят 12-16 лет (https://vk.com/enerjewnn).
Действует группа Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и
Нижегородской области: https://vk.com/muslimsnn.
Странички Нижегородской епархии РПЦ МП есть во всех популярных социальных сетях:
https://vk.com/nn_eparhia,
https://www.instagram.com/nn_eparhia/,
https://twitter.com/nn_eparhia.
Нижегородский протоиерей Алексий Белецкий прокомментировал активность
Нижегородской митрополии в социальных сетях таким образом:
«Деятельность Церкви, в частности Нижегородской епархии, в интернете помогает
взаимодействовать с молодежью. В первую очередь, молодежная политика Церкви
направлена на объединение верующих молодых людей. Способы объединения могут быть
разные: храм, движение, группа в социальной сети и т.д.
Во-вторых, общая деятельность, в основном на данный момент - это экологические и
благотворительные проекты, пусть даже небольшого масштаба.
Третье и главное, совместное участие в богослужении и молитвах, т.е. совместная
духовная деятельность, то, что отличает именно православное молодежное
объединение. Группа верующей молодежи, по сути, создает атмосферу, которая
должна характеризоваться духовностью, доброжелательностью и активностью и этим
привлекать других юношей и девушек. Повторюсь, формы и виды объединения могут
быть различными. Главное, создать атмосферу, способную подействовать на душу
нового человека».
В последнее время мы нередко слышим о том, что молодые люди забыли о морали и
нравственности, что это превращается в катастрофу. Многие винят современные
технологии в развращении молодого поколения. Но молодые люди очень разные, а в
Интернете достаточно интересных, правильных и грамотных ресурсов на каждый день.
Да, среди современных молодых людей есть те, которые никогда не узнают о том,
как можно жить с верой. Но при этом многие молодые люди верят в Бога и не
стесняются этого. И сейчас такое время, что человек, часто проводящий время в
социальных сетях, также может быть глубоко верующим человеком.
Алена Надточеева |
Источник: Алена Надточеева
|
|
|