|
18.05.2017 |
Интервью Ольги Туршатовой с профессором Нижегородского государственного
университета им. Лобачевского Антоном Фортунатовым о религии и философии
|
У каждого человека в жизни наступает период, когда он вплотную подходит к
вопросам веры, к тому, что называется религией. В чем ее смысл? Должна
ли она определять жизнь человека, или это лишь сфера, в которую иногда
следует приходить? А может, это инструмент управления, удобный для нынешней
власти, или, наоборот, это следствие установок, которые дают родители своим
детям в процессе воспитания?
Поразмышлять над этими вопросами мы попросили доктора философских наук,
кандидата филологических наук, профессора Антона Николаевича Фортунатова.
- Как вы считаете, Антон Николаевич, существует
ли схожесть философского и религиозного мировоззрения?
Есть гигантское количество пересечений «предметов внимания» философии и
религии. Начиная с пресловутого разделения на идеалистов и материалистов, и,
заканчивая трудами великих философов-богословов, или, например, очень
тонкой, звенящей русской религиозной философией.
На ваш вопрос я бы ответил в контексте современной, раздерганной
противоречиями жизни. Вся социальная реальность направлена сегодня на
уничтожение человека, на подчинение его диктату технологий, на то, чтобы
превратить его даже не в придаток, а в продолжение машины, где машина –
главное, а человек – так себе, «старомодная оболочка». Придуман даже
специальный термин – «трансгуманизм», то есть, философия улучшения человека
за счет выходящих за пределы его тела, его Я, его личности механизмов.
На самом деле, радостное уничтожение человека как образа и подобия Бога
началось в 60-е годы, в момент возникновения культурных, или, вернее,
контркультурных движений, типа киберпанка, которые провозглашали новую
социальность, новый гуманизм, основанные на вездесущем, сверхумном
компьютерном «разуме». Примерно в это же время Герберт Маршал Маклюэн
говорил о том, что телевидение словно продолжает «вовне» органы чувств
человека, да и вообще, человеческое чувствование было поставлено им в
зависимость от технических средств, которым человек пользуется для
восприятия мира. В общем, в результате возникла очень мощная тенденция к,
говоря научным языком, релятивации человека, провозглашению его
относительности, вторичности, технической заменимости. Вот где сегодня
происходит слияние религии и философии: на фоне единой гуманистической беды!
Человек как образ и подобие Божия сегодня оказывается на окраине
технотронной цивилизации, и его вера, его гордость, его совесть оказываются
«релятивными», вторичными ценностями, которыми можно и пожертвовать во имя
технических целей. Здесь возникает удивительное возвращение к истинной
религиозности, которая, как и настоящая, гуманистическая философия,
направлена на то, чтобы дать человеку возможность достичь мистического
предела в своей отношении к миру, к бытию, добиться главенства в его жизни
тех самых внеприродных, истинно человеческих состояний, к которым относится
все то, что списано на свалку технотронной истории: любовь, сочувствие,
совесть, уважение, самопожертвование и т.д. Другими словами, и религия, и
философия пытаются вернуть человеку право называться человеком, чувствовать
себя личностью, чувствовать свою ответственность за мир и за себя в нем.
- Что сейчас по вашему мнению более популярно,
особенно в молодежной, «невоцерковленной» среде: религия или философия?
Я думаю, что это неправильная постановка вопроса, потому что здесь речь идет
не о популярности. За философией прячется метафизика, своеобразные доктрины
собственного выживания в нынешнем суровом мире. Люди вырабатывают
собственные принципы, которые им облегчают трудный выбор между желанием
оставаться человеком и необходимостью существовать в социальном окружении.
Сегодняшнее общество потребления разрушает личность. Для многих именно
религия дает силы для сопротивления. Но это сопротивление очень
бескомпромиссно.
А в философии можно спрятаться, слукавить перед самим собой. Ведь здесь
множество понятий, словесных форм, которыми можно жонглировать, прятаться за
мудреными терминами. Хотя, по большому счету, как и религия, она очень
честная. Если философ в состоянии, глядя себе в глаза, сказать самому себе,
что он из себя представляет на самом деле, то он и может называться
философом. Такой максимализм под силу не каждому. Поэтому, если возвращаться
к вашему вопросу, житейская метафизика, вырабатываемая в процессе социальных
событий, «популярнее» религии, безусловно.
- Есть такое понятие, как «философия жизни», оно
может пересекаться с религией или нет?
На самом деле, философия религиозна по сути своей, и в этом смысле религия –
это некий замес и фундамент, который неизбежно влияет на философские
доктрины.
Например, Ницше декларировал, что Бог умер. Это любят повторять те, кто
трудно воспринимает правду, но нужно понимать, что Ницше говорил совершенно
о другом: умер тот Бог, которого мы спекулятивно используем для собственных
нужд, а тот Бог, который определяет наше бытие, - он находится за пределами
категорий «помоги», «избавь» и так далее.
Еще Кант говорил, что наша вера должна быть настолько абсолютной, что мы не
можем вмешивать Бога в свои житейские дела. Это значит, что Бог всегда, но -
за пределами наших житейских дел, он всегда мудрее, более масштабен, чем мы
можем себе представить.
И здесь речь идет о том, что жизнь должна быть наполнена смыслами, которые
транслирует не человек, а что-то большее, чем он сам есть. В этом и есть
«жизненный порыв», который человек должен осуществить, чтобы воспринять все
это.
- «Вера- это то, что лежит на одной чаше весов,
при том что на второй всегда лежит разум» - так говорил А. Шопенгауэр,
можете как-то прокомментировать это?
Мне очень лестно, что вы просите меня комментировать Шопенгауэра, но я хочу
сказать, что у каждой философии есть своя матрица отношений к предмету
размышлений.
Для Шопенгауэра того времени, разведение разума и веры было актуально в силу
довления эпохи Просвещения, декартовского рационализма. Сегодня совершенно
другая история: разум и вера – это единое целое, и попытки искусственно
развести их - это попытки спекулировать на статусе человека в мире. При этом
философия Шопенгауэра актуальна сегодня тем, что она очень эмоциональна.
А эмоциональность философского мышления, если оно мужественно и честно, не
может обойтись без веры, потому что тогда ты включаешь в себе нечто
находящееся за пределами декартовского ограничения, и тогда возникают
внутренние ресурсы в человеке, которые невозможно определить логически.
Разум и вера сегодня необходимы друг другу, они друг без друга существовать
не могут, но действительно их пытаются развести по разные стороны для того,
чтобы уничтожить человека, который в себе, как в едином целом, воплощает в
себе и разум, и веру. Во всяком случае, призвано воплощать, чтобы считаться
по-настоящему человеком.
- То есть можно сказать, что вера может быть не в
создателя, а в самого себя?
Просто вера должна быть. Вот, и все. Во что? В то, что выходит за пределы
твоего телесного мира, в то, что является частью тебя, но в тоже время
выходит за пределы тебя. И поэтому, главное, чтобы вера была.
Очень важно само наполнение веры: если оно будет христианским и традиционно
православным, тогда ты становишься более сильным в своем стремлении быть, то
есть, в очеловечивании себя. Однако в мире «популярных ценностей»
информационный выбор настолько велик, что человек теряется, начинает
находить для своей веры самые разные наполнения, далеко уходящие от его
почвы, от его национальной культуры.
-Кто же в современном мире пытается развести
разум и веру?
Медиа. Разум и вера прежде всего в медийном дискурсе ушли на совершенно
противоположные стороны. Мы верим в то, что говорят с экранов телевизора, но
разум нам подсказывает, что это все ложь. Или наоборот, какие-то
статистические или социологические выкладки накануне выборов говорят, что
вот эта партия победит, и разум вместе с верой и чувствами нам подсказывают
другой выбор. Это не всегда разделение. Видимое и ощущаемое – это как раз те
грани реальности, на которых балансируют медиа, этот тот парадокс, который
они постоянно используют.
- Я знаю, что вы часто принимаете участие в
предвыборных кампаниях и естественно часто общаетесь с политиками, как вы
думаете, они религиозны, или «жизненная» философия для них ближе?
Сегодняшняя политика удручающе и жестоко прагматична. Успешным политиком
является тот, кто верит в одно, потом с легкостью переходит к диаметрально
противоположным утверждениям, и, это и есть элемент политического
«профессионализма», к сожалению. Такой цинизм является элементом
специфической «философии жизни» для политиков средней руки.
Однако я хочу сказать, что в последнее время в нашей российской политике я
начинаю ощущать интересные тенденции совсем иного рода: ростки веры в
будущее, в то, что жизнь не исчерпывается сиюминутным политическим успехом.
В конце концов все упирается в том, что Россия может найти свой уникальный
путь, и сам факт движения к этой идеальной цели достоин поддержки. Я недавно
принимал участие в круглом столе в экспертном клубе «Лобачевский», и там
прошла интересная дискуссия, которая привела меня к мысли, что власть в лице
некоторых представителей российской элиты часто действует вопреки доводам
записных профессионалов-экспертов и социологов, основываясь лишь на очень
глубоком, порой иррациональном ощущении правильности выбора лучшего пути.
Это очень интересно. Армия экспертов может петь тебе в уши, что ты должен
сделать поблажки пенсионерам, увеличить или уменьшить налоги и так далее, но
это все распадается на ряд интеракций, которые не ведут к целостному
пониманию перспектив для страны.
У меня возникает какое-то странное, может быть, основанное лишь на вере
ощущение, что в российской элите вызревают тенденции мирового масштаба,
способные вернуть обезумевший мир с головы на ноги. Повторю: это отнюдь не
означает «свинцовых мерозстей» ежедневного политического процесса, этой
омерзительной коррумпированности на уровне мировоззрения, этого абсолютно
презрения к людям. Да что далеко ходить: достаточно просто взглянуть на
центральные улицы нашего многострадального города, чтобы ощутить это
высокомерие власти сполна. Однако эти люди – временщики, хотя и застят нам
свет и вообще слишком сильно бросаются в глаза.
Цветы, ростки новой жизни будут пробиваться через этот бетон равнодушия. Я в
это верю. Я это чувствую.
Интервью взяла Ольга Туршатова. |
Источник, фото: Ольга Туршатова | |
|