Сегодня
Агентство Религиозной Информации
Нижегородская область

  

      
21.06.2017 
Интервью Мэри Даниелян с настоятелем храма Армянской Апостольской церкви Н.Новгорода иереем Себеосом Гялачяном
Интервью с настоятелем храма Армянской Апостольской церкви «Сурб Аменапркич» («Всеспаситель») Н.Новгорода иереем Себеосом Гялачяном 

    " -Отец  Себеос, расскажите, пожалуйста, об истории прихода ААЦ в Нижнем Новгороде. 

 - Первая армянская церковь в Нижнем Новгороде была построена и освящена  в 1828 году. Она располагалась на территории Нижегородской ярмарки и была возведена за счет императорской казны. Храм назывался в честь Успения Пресвятой Богородицы. Как и многие другие религиозные строения, наш храм был разрушен в годы безбожия советского периода, в 1925 году.
А новый храм начали возводить в 2008 году и построили за три года. История нового  армянского прихода начинается с Рождества 6 января 2012 года. Церковь называется «Сурб Аменапркич» («Всеспаситель»). Она построена по всем канонам армянской церковной архитектуры: снаружи - армянский туф, изнутри - отделка из армянского камня ферзит.
Мы проводим в храме все праздники -  национальные, церковные; участвуем в городских мероприятиях. Есть у нас и молодежная организация. Церковь является членом Межконфессионального Консультативного совета при администрации города Нижнего Новгорода.  

     -Какие взаимоотношения ААЦ с другими организациями? И какие проблемы?  

- Сразу можно сказать, что у нас в этой сфере проблем нет, слава Богу. Россия – это такая страна, где и законы, и люди доброжелательны.
Армяне –  не новый народ для России.  Архивные документы свидетельствуют, что армяне на Нижегородской земле живут уже 400 лет.  Мы - неотъемлемая часть истории и Нижегородской губернии, и всей Руси. Мы находимся в тесных, братских  связях с Русской Православной Церковью, с Католической Церковью.
В прошлом году митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий с несколькими священнослужителями посетил Армению, святые места, Первопрестольный Святой Эчмиадзин. Состоялась встреча Верховного Патриарха и Каталикоса всех армян Гарегина
II с главой Нижегородской митрополии.
Если у нас и возникают какие-то вопросы, то и власти, и другие организации - все готовы с  любовью пойти нам навстречу, помочь и поддержать.        

     - Расскажите об армянской общине в Нижнем Новгороде.  

- Для начала хотелось бы отметить, что я здесь служу лишь шестой год. А история нижегородской армянской общины, как я уже говорил, насчитывает четыре столетия. В Нижнем Новгороде проживает несколько поколений армян, есть семьи, которые живут здесь не менее века. Армяне верно служили России, во всех сферах жизни.
После известного землетрясения 1988 года и после Карабахской войны между Арменией и Азербайджаном сюда приехали новые переселенцы, беженцы  из Армении. Община намного выросла. Эти люди обрели здесь приют, очаг, стали частью нижегородцев, россиян. Нужно отметить, что область беженцам всячески помогала, поддерживала.  И, конечно же, и армянская община, как общественное объединение, тоже  внесла свою лепту в поддержку беженцев, помогала найти себя, найти жилье, работу… Можно сказать, что в 1990 – х годах община уже стала стабильной организацией, начала вести серьезную деятельность в Нижегородской области, и, в первую очередь, в Нижнем Новгороде. Храм, конечно, построен также благодаря армянской общине. На сегодняшний день нижегородская армянская община ведет большую общественную и культурную работу: есть воскресная школа, есть  известный танцевальный коллектив  «Наири»…  Много проходит социальных мероприятий. Армянская диаспора хорошо организована, живет полноценной национальной, духовной жизнью.       

     - Расскажите о Ваших предшественниках - духовных деятелях Армянской Апостольской Церкви в Нижнем Новгороде.   

 -  Каждый раз, когда задают этот вопрос, я чувствую и неловкость, и свою ответственность. Дело в том, что я (к сожалению, или к счастью, скорее всего, к сожалению) -  первый постоянный  священник армянского прихода Нижегородской области. У предыдущего храма никогда не было постоянных священнослужителей.  Армянская церковь функционировала, в основном, в ярмарочные дни. Из города Кизляра, из Астрахани в храм на это время направлялись священники, но они всегда менялись. Поэтому рассказать о моих исторических предшественниках мне, к сожалению, нечего.      

     - Многочисленная ли религиозная община ААЦ в Нижегородской области?  

-  По официальным данным в Нижегородской области проживает около 20 тыс. армян. Я, пожалуй, назвал бы более значительную цифру: минимум 25 тысяч. И, по идее, все армяне являются прихожанами нашей церкви.     

     - Много ли молодежи посещает церковь?  

- Смотря как подходить к этому вопросу. Для меня, сколько бы молодежи не приходило в храм, всегда этого будет мало. Ведь все армяне – члены Армянской Апостольской Церкви, и вся молодежь должна регулярно посещать храм. Молодежь в нашем храме есть: 100-150 молодых людей – постоянные прихожане. Но для меня этого мало. Потому что как минимум три тысячи молодых армян сегодня учатся в ВУЗах, еще столько же работают, имеют свое дело. Они все должны ходить в храм и участвовать в жизни религиозной общины.
Но, слава Богу, я, как духовный пастырь, ощущаю поддержку молодежи. Рядом со мной, в своей армянской церкви стоят молодые армяне, которые всячески поддерживают храм.    

     - Можно ли сказать, сколько всего на сегодняшний день верующих ААЦ в Нижнем Новгороде?  

- Только Богу известно, что в наших сердцах, и очень трудно ответить,  сколько верующих. Я могу лишь сказать, сколько людей регулярно посещают службы, воскресную литургию. Таких людей, постоянных прихожан в нашем храме несколько сотен. 
Но уверен, что даже если человек по незнанию не ходит на литургию, не исповедуется в грехах, не получает причастие – он тоже может быть верующим.   
Я хотел бы, чтобы не только все армяне, но и все люди на этой Земле, независимо от национальности и цвета кожи, были верующими. Без веры человек подобен животному (пусть не обижаются неверующие, которые эти слова прочитают). Ведь именно вера делает человека человеком, воспитывает в нас человеческие чувства, человеческую взаимопомощь, любовь.       

     - Как по-Вашему, в последние годы растет духовность, интерес к религии?  

- С радостью должен отметить, что да! Однозначно, да, потому что, когда храм открылся, в него ходили лишь несколько человек. Если я не ошибаюсь, то во время первой литургии лишь три человека получило причастие. А сегодня, как минимум, пятьдесят каждое воскресенье. Сегодня у нас в церкви и в обычные воскресные дни свободного места нет. Это свидетельствует о том, что да, есть духовное возрождение, есть интерес к религии.
Думаю, что этому способствует не только то, что есть наш храм, но  и сегодняшняя трудная жизнь, в которой много проблем, много несправедливости, много зла. И человек стремится к духовности, чтобы все это преодолеть.          

     - А как люди приходят к Богу?  

- Трудный вопрос. Не потому, что нельзя ответить, а потому, что можно часами об этом говорить. Люди по-разному приходят к Богу: кто-то  - в счастье, кто-то - в горе. Кто-то находит  Бога в своих собственных духовных поисках, кто-то приходит к Богу благодаря священнику,  кто-то  - благодаря другому верующему. А кто-то пришел к вере, к Богу, после цунами, после землетрясения…. Много путей, чтоб найти Господа.
И Господь, Он же ждет этого, Он делает так, чтобы дать возможность человеку задуматься о спасении  своей души. О том, что,  в конце концов, мирское и материальное - не главное. В Святом Писании нет слова «счастье», потому что слово «счастье» - это слово мирское. Господь в Святом Писании, Спаситель наш, говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). И человек этот мир, духовный мир, спокойствие, умиротворение, находит только в Боге. И для этого есть много-много путей, по милости Господа.    

     - Расскажите, пожалуйста, об Армянской Апостольской Церкви.  

- Армянская Апостольская Православная Святая Церковь – это древнейшая христианская церковь во всем мире. Армения – первое государство, которое приняло христианство в 301 году как государственную религию, благодаря Григорию Просветителю и царю Тердату
III-му. То есть, ААЦ – это историческая, христианская Церковь. Она называется Апостольской, потому что в первом веке, нашу Церковь основали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые пришли в Армению, начали проповедовать христианство,  основали первые христианские общины. И в третьем веке, благодаря Георгию Просветителю, Армения крестилась.    

     - Чем внешне и внутренне традиционный храм армянской Церкви отличается от русского?  

- Армянские храмы и внутри, и снаружи очень скромны.  Это имеет свои субъективные и объективные причины. Может, потому, что у нас не было столько денег, сколько у Русской Церкви. Но, по-моему, все же причина иная, ведь мой народ для Церкви был готов на все, на все! После геноцида, армяне, нашедшие убежище в разных государствах по всему миру, в первую очередь строили храмы. Не имея дома, не имея хлеба, одежды - первым делом – храм. Они были готовы на все для Божьего Дома. Если бы они захотели, то тоже украшали бы храмы золотом и серебром. Но традиционный армянский храм – это  скромная обитель Бога, это красивое каменное строение, которое является Божьим  Домом и вратами Царства Небесного.             

     - Многие люди не знают, чем отличается Армянская Апостольская Церковь от Русской   Православной Церкви. В чем главные отличия?  

- Отличий между РПЦ и ААЦ можно найти немало, и не только во внешности и убранстве храмов: есть догматические отличия, есть отличия в церковных Богослужениях... Но каждый раз, когда мне задают этот вопрос, я отвечаю с глубоким убеждением: между нашими Церквами гораздо больше общего, чем отличий. И сегодня  все мы должны говорить о том, что нас объединяет, а не разъединяет. Мы же все чада Христа, Христовой Церкви.
И когда кто-то увлекается  проблемой отличий, мне от этого становится очень плохо. К сожалению, и среди священников есть такие: среди армянских, и среди русских, и среди католических. Во всех Церквах, и среди духовенства, и среди мирян, есть люди, которые ищут какие-то отличия, не задумываясь о том, что у нас есть, Слава Богу, Спаситель – Иисус Христос. Мы все славим Его, мы все живем по Его заповедям, мы все читаем одну и ту же Библию. 
Можно перечислить тысячу отличий, но что это даст нам, разве от этого будет какая-то польза? Да, мы не боимся говорить  о том, что между нами серьезные догматические разногласия; вопросы,  которые остались открытыми после Вселенских соборов. А потом и политические вопросы появились, и амбиции каких-то людей, много чего. Но, сегодня, именно сегодня, когда есть более серьезные вопросы, стоящие перед всем человечеством, мы должны говорить о том, что нас делает одним целым.
Мы славим одного и того же Бога, Святую Троицу славим, у нас одни и те же святые, у нас одни и те же таинства,  у нас одна и та же литургия. Давайте об этом говорить. Так что, мой ответ  таков: между ААЦ и РПЦ гораздо больше общего, чем различий.  

     - Как организована работа армянской церкви в Нижнем Новгороде?  

-  Церковь открыта каждый день с 9:00 до 19:00, работает без выходных, это же Божий Дом. По всем большим праздникам у нас проходит Божественная литургия. Мы отмечаем 24 апреля – это день памяти святых мучеников, день  геноцида армян. Как я уже говорил, действует молодежная организация. Проводим паломничества в Иерусалим и в Армению. Наша жизнь организована как везде в нашей Церкви.    

     - Есть ли у церкви прихожане - неармяне?  

- Часто приходят русские, которые присутствовали на богослужениях и - не знаю, почему - говорят: «Хотим стать прихожанами Армянской Церкви». Я сразу отвечаю: это неправильно.
Я призываю всех армян ходить в свой армянский храм, потому что тут все на армянском языке, потому что, это Армянская Церковь, потому, что они являются чадами Армянской Церкви, они крестились в Купели Армянской Церкви, их корни ведут в Армению и т.д.
Но я не могу русскому человеку дать одобрение и благословение на то, чтобы он  стал прихожанином Армянской Церкви. Я объясняю, что тем самым он проявит неуважение к своим предкам, которые жили для него, которые сохранили русскую культуру, и передали ее через Русскую Церковь, передали ему для сохранения. И если вы  переходите в другую Церковь - это просто неуважение к своим предкам, к своей истории. Поэтому я всех таких людей благословляю - и отправляю в Русскую Церковь, однозначно.
Разумеется, если человек хочет присутствовать просто ради знания, как гость, послушать, увидеть - конечно, мы рады всем.
К нам ходят  студенты ассирийцы и копты, которые здесь учатся, и у которых нет здесь своей церкви, а, как известно Ассирийская церковь  и Коптская церковь, являются сестринскими церквами Армянской Церкви, так как они тоже являются древними восточно-православными. И так как у них нет в городе своего храма, они приходят в наш, исповедуются в грехах и во время литургии получают причастие.    

     - Недалеко от храма ААЦ, помимо храма РПЦ, еще находится и  храм Церкови Адвентистов Седьмого Дня. Дружеские ли у Вас взаимоотношения, есть ли какие-то связи, сотрудничество?  

-  Не буду лукавить, скажу честно: адвентисты седьмого дня для нас - сектантская церковь. У нас совместных проектов, сотрудничества быть не может. Во время каких-то общих мероприятий, которые проводит город или область, мы с ними встречаемся. Конечно, с любовью, с уважением, это однозначно. Но каких-либо совместных программ нет. Да, они наши соседи, и мы каждое утро здороваемся с их пастырями, пожимаем руки. Приходят мирно, с улыбкой, и мы тоже всем рады. Заходят к нам как на экскурсию - конечно, им тоже интересно. Вот, обычное человеческое уважение,  доброта и ничего больше.    

     - Давайте снова вернемся к храму ААЦ. Во сколько обошлось строительство? Наверное, на это ушло большое количество  денег?   

-  Да, несколько десятков миллионов. Но тут нужно отметить не количество рублей, а тот факт, что каждый армянин по мере своих возможностей внес лепту в  строительство Божьего Дома. Конечно, были также люди, которые внесли очень большие деньги, несли на своих плечах всю финансовую тяжесть строительства. Мы все знаем, кто они, и пусть Бог воздаст каждому по мере Своей.  

     - Есть ли планы расширить храм?    

- Если храм построен, расширять его нельзя: архитектура такова, что неуместно добавлять какие-то новые стены. Сам храм останется таким, как он есть.
У нас в планах - построить на прихрамовой территории духовно-просветительский  центр, где будут располагаться воскресная школа, танцевальная школа, офис организации «Нижегородская Армянская Община»… Дай Бог нам силы, чтобы мы могли реализовать этот проект, он очень важен для нашей диаспоры.              

     - Отец Себеос, а как Вы стали священником? Почему выбрали именно этот путь?  

- Я говорил, что у Господа много путей привести своих чад к себе. В школе я учился неплохо, готовился поступить в университет, на факультет международных отношений. Случайно познакомился с человеком, который был священником… Я изменил свои планы, и решил поступить в духовную семинарию. Бог удостоил меня чести служить Ему.
Конечно, нельзя не отметить, что мои дедушка и бабушка были верующими людьми. Особенно дедушка и бабушка с материнской стороны, которые приехали в Армению  в 1946 году из Ирана. Я до сих пор, помню, как они каждое утро молились, ходили в церковь, какой у них был уголок святых образов…
Каждый по-своему повлиял: я захотел, мать поддержала, Бог благословил.  

     - Что для Вас является смыслом, истинной силой молитвы?  

-  Любовь, духовное умиротворение и покой внутри человека.    

     - Как Вы воспринимаете другие религии?  

- Очень спокойно и уважительно, иначе нельзя не только священнику, но и любому верующему человеку.  Человек, который ощущает себя частью духовного мира, не может враждебно относиться к другим религиям. Но, уважая все другие религии, я уверен, что моя религия - единственно истинная. А, например, буддист или мусульманин также должен быть уверен, что его вера, его религия истинна.    

     - Что бы Вы хотели пожелать нижегородцам?  

- Сегодня все говорят об этом: любовь, любовь, любовь. Каждый вкладывает свой смысл в это слово. Но есть Божественная любовь, о которой апостол Павел сказал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13: 4-6).    
Не только нижегородцам, но и всем россиянам, всему миру, и всему человечеству не хватает любви. Не хватает той любви, которую Бог показал нам, такой любви, ради которой  Христос принял мученическую смерть на Кресте. Бывает, что человек делает тебе зло и ты понимаешь, что не должен ответить злым действием. Но тебе не хватает любви, чтобы не ответить злу злом. Я хотел бы пожелать всем нам той любви, которой хватило бы, чтобы ответить на зло любовью".                                                       
Беседовала: Мэри Даниелян 

       

     
 
Источник, фото: Мэри Даниелян